Экскурсия по художественно-литературной жизни Курска рубежа 1920-х-30 гг.
На смену потрясениям 1917 года пришли новые испытания – Гражданская война, установление новых границ молодого государства. Однако культурная жизнь города продолжалась.
С 1918 г. два раза в месяц выходит в свет Вестник Главного Военно-Революционного Комитета Московско-Киевско-Воронежской железной дороги. Программа издания предполагает освещение вопросов железнодорожного дела, жилищного, продовольственного и культурно-просветительского отделов. В рубрике «Наша трибуна» публикуются письма и запросы по вопросам быта. В конце 1918 года встает вопрос о необходимости литературной рубрики и иллюстрировании журнала. Ранее издание выходило вовсе без обложки, а с середины 1918 года редакция стала экспериментировать :
В декабре 1918 года Вестник объявляет конкурс на создание оригинальной обложки для журнала.
Со 2-го номера 1919 года журнал выходит с обложкой работы Михаила Капитоновича Астапова.
В 1919 году Вестник публикует художественную прозу, стихотворения, фельетоны. В качестве иллюстраций, в основном, используются карикатуры и фото-материалы. С марта в журнале появляется художественное приложение – коллаж на развороте журнальных страниц.
В апреле 1919 г журнал меняет название и «административный якорь». «Наш журнал» – орган Культурно-просветительных и профессиональных учреждений Моск.-Киево-Вор. жел.дор. Для обложки также используется работа М. Астапова.
В 1921 году Илья Дмитриевич Стрельский (1881–1938), редактор «Вестника», при поддержке Курского Губ.отдела Союза работников искусств (Губ.Рабис) издает художественно-литературный еженедельник «Культура и искусство». Декларируемой целью является «культивация искусства», в том числе посредством знакомства читателя с новыми веяниями в искусстве. Из журнала мы узнаем о существовании театральной «импровизационной» студии в Курске, о проведении губ. конференции работников искусства, гастролях оперы и неудачах Курской драматической труппы, которой так и не удалось поставить пьесу Лотара в кубическом стиле.
Жизнь курян, измотанных войной и революцией, понемногу восстанавливалась.
Скупая биографическая информация о жизни и дальнейших успехах художника Мих. Астапова, кроме тех фактов, что уже приведены, ограничивается сведениями об участии в художественной выставке 1926 года.
Об И. Д. Стрельском известно, что он был расстрелян в 1937 году.
Творческие союзы курян, направляемые «чутким руководством» рожденного в бурях РАПП, издают несколько литературных сборников. Среди них «Четвертая полоса» сборник Курской ассоциации пролетарских писателей.
Интересно, что один из авторов сборника – Борис Тузлуков, выступивший как поэт, оформил и обложку. Судьба этого человека заслуживает отдельного рассказа. Скажу только, что Борис Дмитриевич Тузлуков (1908–1974) в конце 1930-х стал главным художником театра кукол С.В. Образцова.
#Поэзия #художники #Курск #книжные путешествия #1920-е #Московско-киевско-воронежская жд #журналистика отраслевая #Тузлуков борис #Астапов михаил