Знаете, есть игры, опередившие свое время, игры задfвшие тренд на годы и десятилетия вперед, которые являются образцом для подражания и предметом зависти конкурентов. И сейчас речь пойдет совсем не о такой игре. Игра Периферия или Rim Battle planets – это игра, которая морально устарела еще на этапе разработки, не говоря уже о дате выхода. Более того, мне кажется, что 99% людей, смотрящих этот ролик даже не слышали об этой игре ни в момент ее выхода, ни позже, хотя эта игра стала культовой в очень узком кругу геймеров, но при этом, совершенно заслуженно забытая всеми остальными. Все же, интересно разобраться, в чем же были несомненные плюсы той игры на момент выхода, на что рассчитывали издатели и почему в РУ сегменте те, кто играл в эту игру, вспоминают ее все-таки с теплотой.
Меня зовут Павел Державин, рад вас приветствовать на моем канале и давайте приступать к разбору игры, вышедшей в 2002 году. Периферия.
Год выхода игры – 2002й
Как вы уже можете заметить по футажам, графика у игры даже для 2002 года выглядит крайне неказисто. Хочу напомнить, что в том же 2002 году вышел 3-й варкрафт, Моррвинд, вторая готика, Вояки РТС (при них, кстати, есть, что отдельно рассказать), 4-е герои меча и магии и так далее. Конечно, на их фоне, такая графика может действительно отпугнуть игроков. Впрочем, не забывайте, это 2002 год, нет обзоров на ютубе, нет цифровых магазинов, нет демоверсий, мало у кого вообще интернет есть, так что ты идешь и покупаешь самый настоящий диск, где можно посмотреть описание игры и очень-очень маленькие скриншоты, по которым невозможно понять, что это за игра. Вот какое описание предоставлял нам издатель в России, компания 1С.
На самом деле, они здесь не соврали ни в одном предложении. В игре действительно все это есть. Но тут хотел бы отметить 2 основные вещи, которые тащат эту игру и именно из-за этого у игры такие высокие пользовательские оценки на неофициальных ресурсах. Во-первых, у игры отличный сюжет. Вот ни дать, ни взять, сюжет действительно очень интересен и если немного абстрагироваться от неудачных геймплейных элементов, о которых я расскажу чуть позже, и игровых условностей (примеры тоже приведу чуть позже), то он по-настоящему увлекает. Это действительно настоящая космическая опера с огромными баталиями, спасениями в последний момент, исследованиями далекого космоса, помощи бывшим врагам, нахождению новых друзей, не обходится и без неожиданных твистов и резких сюжетных поворотов, что также добавляет интереса происходящему. Без небольшой толики бреда, конечно, не обходится, но я лично готов это простить игре за все остальное. Ну, и, главный плюс, на мой взгляд, который точно отзывается ностальгической теплотой в сердце каждого игрока – это русская локализация, наш русский дубляж. Да, как это ни удивительно! Я понимаю, что чаще русский дубляж в играх принято ругать, и при этом по делу, вон у стопгейм ру целая рубрика была на эту тему, трудности перевода, кстати, отличные ролики, Денис, мое почтение. Но я сам, как актер озвучки, вижу, какую работу действительно проделали и актеры и режиссеры дубляжа в далеком 2002 году. Если вы вспомните , то в том же 2002 году выходили и другие отличные локализации игр, взять тот же Варкрафт, Готика, вояки РТС и т д. Актеры отыгрывают как надо. Я, скажу честно, не смотрел оригинальную озвучку, потому, мне не с чем сравнивать, но специально для ролика, добавлю сравнение с английской локализацией, чтобы мы имели представление, что там в оригинале.
Иииии – вывод.
Ну,и помимо всего прочего, что в свое время не то, что бы прям произвело впечатление, но выглядело весьма неплохо для повествования – это появляющиеся диалоговые окна с персонажами и эмоциями у них на лицах в моменты, когда они ведут диалог или оставляют какие-то комментарии о происходящем вокруг. Это добавляло живости происходящему, увеличивало вовлеченность игрока, да и к тому же, что говорить, благодаря актерской игре актеров дубляжа, это выглядело очень органично.
Персонажи
Вот тоже та вещь в космоопере, которая необходима, чтобы получить признание и любовь игроков, это персонажи, их характеры, социальное взаимодействие и, главное, развитие по ходу сюжета. И, главное, чтобы не было, так называемых ружей бондарчука. Здесь все работает как надо в плане сюжетных арок персонажей. При этом персонажи не плоские, а вполне себе обладают яркой и запоминающейся индивидуальностью, функцией и, как я уже ранее говорил, актерской работой. Впрочем, это не меньшая заслуга актеров дубляжа.
Итак, наш главный герой, Макс Адамски. Бывалый вояка, ветеран войны со Слагами, офицер спецподразделения, побывал не в одном сражении и знает толк в боевой тактике. Явно неровно дышит к Линде, девушке исследователю, любит немного дерзить своему командиру Мердоку, раздражается из-за заикающегося Сида и ненавидит особиста Крымсона. Ну и любит сочиться сарказмом, куда же без этого. В общем-то, за это мы так его и любим!
Мердок – капитан корабля Соляриус. Старый вояка, который хотел бы, чтобы экспедиция прошла спокойно, но в кризисных ситуациях умеет принимать решения. Также любит отпускать саркастические шуточки, но это скорее защитная реакция на беспокойство по поводу своего экипажа и сохранности своих людей.
Патти Шира, юная барышня, которая прям рвется в бой, очень самонадеянна, но верит, что на Макса можно положиться в сложной ситуации. Впрочем, разок эта самонадейнность ей все же аукается на Кизарисе, где только умелые действия игрока способны спасти экипаж в сложившихся обстоятельствах.
Линда – напарница Сида, девушка исследователь, тоже неравнодушна к Максу Адамски, исследует получаемые артефакты, крайне редко участвует в высадках, всегда старается примирить враждующие стороны. Также они ценит любую жизнь и приходит в ярость, когда некоторые члены экипажа не хотят помочь Слагам, откликнувшись на сигнал бедствия.
Сид – напарник линды, имеет роботизированную половину лица вследствие травмы, полученной когда-то на поле боя. С тех пор занялся исключительно исследовательской деятельностью. Податлив и не слишком уверен в себе, что в итоге и выливается в события, происходящие ближе к концу игры. Заикается.
Крымсон – особист, который должен сопровождать экипаж в такие миссии и докладывать о её прохождении начальству. Его присутствие всех раздражает, он не стесняется вступать в открытую конфронтацию со всеми, кроме Мердока. Больше всего, разумеется, он конфликтует с нашим главным героем, Максом Адамски, но мы в долгу не остаемся и всегда отпускаем едкие шуточки в его адрес. В миссиях он не участвует, но ближе к концу сюжетной кампании, именно его своевольные действия становятся триггером для финальной битвы и концу сюжетной арки. Ненавидит другие расы.
Сюжет
Осторожно, с этого момента начинаются спойлеры. Если вы заинтересовались сюжестным аспектом игры и не хотите испортить себе спойлерами такое приключение, то ставьте ролик на паузу и бегите устанавливать игру Периферия на свой комп, если особо проникнетесь, то не стесняйтесь написать мне, поиграем в кооперативе) Игра спокойно работает на 10-й винде, так что с совместимостью проблем не возникнет.
Итак, теперь можем подробно остановиться на сюжетной составляющей. Она здесь очень сильно напоминает сюжетную составляющую второго старкрафта, масс эффект, которые вышли намного позже. Естественно я говорю не о деталях, а в принципе. Ну, таков он, этот жанр космической оперы. Итак, мы летим на звездолете Соляриус исследовать дальний космос, он же периферия. Наш главный герой – вояка Макс Адамски, а ищем мы там следы древней высокоразвитой цивилизации. Пусть нам об этом и не говорят в ходе сюжета, но в стартовом ролике нам показана встреча представителей нашей расы, а мы играем за людей, здесь они зовутся Реяне, с этой самой древней нифига не вымершей цивилизацией. Как мы потом выясним, их зовут Стражи и они довольно легко уничтожают наших представителей. Я так понимаю, это была первая наша экспедиция, которая явно провалилась, потому в этот раз помимо исследователей в виде Сида и Линды в экспедицию и полетел наш герой. Попав в этот крайний космос, ой, то есть космический рубеж, ой, да ладно вам, ну неужели это настолько избито? Между прочим, игра вышла намного раньше, так что это вы скопировали.
В общем, в первой же нашей высадке на пригодную для жизни планету в этой Периферии мы встречаем гигантский насекомоподобных существ, обладающих биотехнологиями и биооружием. Они будут доставлять неприятности почти всю игру. Их прозвали нурги и вот вам красноречивый комментарий от Макса Адамски, который расскажет вам все, что он о них думает.
Но как в дальнейшем выяснится, эти нурги – это всего лишь домашний скот другой, гораздо более могущественной расы, которая также основана на биотехнологиях – Майсы. И родиной их обитания является ледяная планета Кизарис. Где в какой-то момент наши герои застревают не несколько суток и не могут выбраться. Также выясняется, что за артефактами этой древней цивилизации охотятся давние враги нашей расы – Слаги, жукоподобная, но очень высокотехнологичная раса. У Реян со Слагами вроде как заключено перемирие, но вряд ли нас можно считать друзьями. Тем не менее, когда слаги присылают сигнал бедствия, Солярис, не без некоторых проволочек, все-таки откликается на помощь. И тту нам дают возможность поиграть за Слагов. Опять-таки, не сказать, что это какое-то новаторское решение, в том же 3-м варкрафте есть кампании за все расы, что там представлены, но все же, такой подход к повествованию не может не импонировать. В дальнейшем, где бы мы ни оказались, куда бы ни прилетели, везде нам будут поджидать эти самые нурги и майсы. Но исследовательскую миссию необходимо завершить, потому мы летаем по планетам, собираем информацию из артефактов и находим в итоге информацию о древней пирамиде, куда мы в итоге летим из-за одного идиота, Крымсона, который навлек на наш корабль флот этих насекомых, и который в итоге активировал древних стражей, ту самую древнюю высокотехнологичную расу, которая не оставила от нашего корабля камня на камне! Тут мы и знакомимся с еще одной расой людей, Тариями. Тарии внешне почти не отличаются от Реян, но имеют технологии более приближенные, визуально во всяком случае, к нашим современным вооружениям, в то время, как у Реян все выглядит футуристично и ретро-футуристично. Ну и наша задача теперь отыскать других стражей, которые в древности воевали с теми, которых Крымсон активировал для того, чтобы суметь дать им равный бой. Ну, и, естественно, мы в этом в итоге преуспеваем, плохих стражей побеждаем, нурги и майсы отступают и на этом сюжетная кампания наша заканчивается. Но не спешите расходиться.
Смотрите, получается в игре присутствуют следующие расы – Реяне, Тарии (оба люди), Нурги, Майсы (оба насекомые), Слаги (жуки) и Стражи/Древние (старые машины), но в рамках кампании нам дают поиграть только за 4 из них. Впрочем, согласен, учитывая, что кампания у нас за людей, было бы странно в рамках кампании поиграть за насекомых. Но ведь, если вы прониклись самой игрой, её атмосферой, сюжетом, локализацией, то интересно же как минимум взглянуть на геймплей за нургов и майсов, верно? И разработчики, похоже, все-таки предусмотрели такой вариант. Может, он и не самый очевидный, но, тем не менее, весьма рабочий.
В общем, вот вам лайфхак – заходите в сетевую игру и выбираете расу, за которую хотите поиграть, а в противники ставите компов. И, что удивительно, в этом режиме ИИ нормально и адекватно работает, будет серьезно с вами сражаться. И реально можно выбрать до 7 противников и сражаться со всеми на любой из карт, что была в кампании, это ли не прекрасно? Найти живых игроков, кто согласится с вами поиграть в эту игру по сетке и в 2002 году было нереально, что уж говорить про 20 лет спустя. Потому поиграть с ботами и протестировать механики незнакомых рас – самое то.
Геймплей
Одна из сомнительных составляющих, особенно для пошаговой стратегии, хотя, в целом, задумка может и интересная, но, так скажем, если в 2002 году это смотрелось нормально, то в 2022 году такая геймплейная механика смотрится очень-очень странно. Итак, у вас есть три фазы, фаза передвижения. Вы с противником ходите одновременно. Да, если вы хотите встать на одно и то же поле, то, кто первым встал – того и тапки, кто быстрее доехал, тот и занял позицию. Как вы понимаете, в скорости клика состязаться с компьютером бесполезно. Затем следует фаза атаки. У всех юнитов есть дальность атаки и если в ее пределах находится враг, вы можете в него прицелиться, если же вы в его зоне атаки, то на мушке уже вы. Плюс тут довольно интересная механика, зона атаки или как она тут называется, обстрела поделена на квадраты и зависит не только от внутренних факторов, как вооружение, тип техники и так далее, но еще и от рельефа местности. То есть, если вы стоите на пригорке, то вы можете атаковать дальше, чем стоя на равнине, а стоя у подножия горы, наоборот, ваш радиус обстрела сокращается. Также, у дальнобойной артиллерии есть слепая зона в радиусе 1-2 клетки рядом с машиной, куда вы не можете стрелять, что довольно логично. Ну и еще одна фишечка – это радиальная атака, это атака, при которой вы наносите урон не только цели, по которой вы попали, а также и соседним целям. У разных боевых единиц она может существенно отличаться, здесь надо изучать все в процессе игры. Ну и переходим к третьей фазе. После того, как каждый юнит переместился, как каждый юнит прицелился наступает фаза непосредственно боя. Поочередно каждая боевая единица совершает действие, наносит урон, получает урон, взрывается, совершает спецприем (об этом сейчас расскажу), а в это время камера начинает носиться по всей карте, снимая в кинематографичном стиле то, как все это происходит. Я понимаю, что с такой графикой говорить о кинематографичности не приходится, но на самом деле, само решение-то довольно интересное, особенно для 2002 года. Насчет спецприемов, у каждой расы есть помимо своей технической индивидуальности, особые технологии, которые однократно, а некоторые многократно, можно использовать во время фазы боя. У реян это, например, энергощит, позволяющий заблокировать 50% урона. У Слагов – телепортация повреждений. То есть если вас атакуют, вы можете отослать снаряды во врага, притом все, что попадут в вас на этом ходу. Урон можно получить только от радиальной атаки. Нурги могут пожирать собратьев, чтобы восстановить хп и так далее. Не вижу смысла сильно заострять на этом внимание. Давайте я в конце ролика оставлю краткую справочную информацию по расам для особо заинтересованных.
Музыка
Еще один несомненно неплохой аспект игры – это ее музыка. Скажу откровенно, далеко не вся музыка в игре хороша, но, в большинстве своем, она на отлично выполняет свою функцию. Во-первых, эмбиент вообще отличный. Всегда подчеркивает происходящее на экране, атмосферу космоса, планет, обстановки, звуковое сопровождение также играет на руку атмосферности. Ну и музыка во время фазы боя, не феерия, конечно, но весьма добротно. При этом, она меняется по мере развития сюжета, обрастает дополнительным эпиком и электронщиной по мере приближения к конфликту со Стражами Крунидов. Мне, как музыканту, с детства нравились некоторые треки именно из этой игры. Впрочем, возможно это были особенности детского восприятия. Кстати, в группе вконтакте этой игры, фанаты сделали целый трек Адамски, если кто проникнется игрой, рекомендую послушать.
#обзор игры #ретроигры #ретрообзор #видеоигры #игры2002