Найти тему

"Мясо". Психоделические грёзы не о войне

Отечественные рокеры не устают подкидывать инфоповоды. Идут, так сказать, в ногу со временем, держат руку на пульсе событий. Возможно, мне придётся сказать о рок - музе словами Высоцкого: "Я понял - мне за ней, конечно, не успеть", в таком темпе её служители наступают на нашем информационном поле. Но пока - попробую высказаться.

Итак, душерррраздирающая, пррррровокационная композиция "Мясо", посвящённая спецоперации на Украине, от той, кого я без иронии называл Мариной Цветаевой русского рока. Согласитесь - и во внешности есть что - то похожее, и скандалы одни и те же. Но вообще, многочисленные отражения Цветаевой так или иначе во всех современных российских поэтессах, всех этих барышнях с мальчиковой внешностью, заявляющих со сцены: "Х... войне!". Только, признаемся, отражается Марина Ивановна в кривых зеркалах.

О чём это произведение, составленное из музыки Земфиры и психоделических рисунков Ренаты Литвиновой? Не о войне, а о её восприятии сообществом людей, о которых сказано в Писании: "Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть" (Бытие, 6, 3). Для плоти, жизнелюбивой и не ограничиваемой, само понятие аскетизма, перенесения лишений, страданий и самой смерти во имя чего - то высшего - неприемлемо и не совместимо с существованием такой плоти. Её корчи и содрогания перед лицом боли, гибели ужасны и отвратительны. Предчувствующая возможную развязку, плоть сходит с ума, погружается в животный ужас. Но животное, испытывающее такие эмоции, безмолвствует. Человек же может художественно выразить свой первобытный ужас.

Человек, воспринимающий самое себя как мясо, склонен и в других видеть такое же нарывающее, кровоточащее мясо. Это путь к всеобщему безумию, всеобъемлющей звериной панике. И человечество за свою непростую историю потонуло бы в нём, если бы состояло только из таких индивидуумов. Для одних страдание - это бездна ужаса и отчаяния, для других - возможность преодолеть своё животное естество, возвысится над ним, стать духовно окрылённым. Такая возможность даётся человечеству во время войн.

"Нет, не думайте, дорогая, / О сплетеньи мышц и костей, / О святой работе, о долге... / Это сказки для детей. <...> И вы верьте в здоровье духа, / В молньеносный его полёт, / Он от Вильны до самой Вены / Неуклонно нас доведёт". Николай Гумилёв, "Сестре милосердия". В то время как одни совершают подвиги и превосходят возможности смертной плоти на полях сражений, другие с непониманием и ужасом следят за этим. Они не могут представить, как человек, слепленный из такого же, как они, мяса, может превозмочь боль и смерть, как он становится героем и бессмертным. Такого в системе их мироздания просто не существует. И все великие потрясения в судьбе мира могут вызвать на их лицах только гримасу страха. Страха мясного, пропитанного тёплой кровью существа, для которого всё иное, не от плоти - непознаваемо. Таково и их творчество.

Помнится, Леонардо да Винчи искренне недоумевал по поводу описанного в Евангелии прохождения воскресшего Христа сквозь затворённые двери. Плотской человек всегда считает, что знает о плоти всё. Но грешная, растленная содомским грехом плоть не способна достичь и не способна представить то состояние, когда над ней уже не властны будут физические законы. Таковы чудеса, описанные в Библии, и чудеса, запечатлённые нашими боевыми летописями. Мне скажут, что зря я упомянул Леонардо, ведь его талант несоизмерим с талантом Земфиры. Соглашусь, но с одной оговоркой: Леонардо и подобные ему мастера Возрождения так или иначе, но открыли дверь и для современной бездуховной культуры. Ибо красота плоти без духа, перед которой они преклонялись, всегда обернётся уродством и кошмаром плоти страдающей и не могущей переносить страдание. Но кто - то с особенно извращённым мышлением и в изображении плотского ужаса увидит свою "красоту".

"...Меня обдало лихорадочной джазовой музыкой, грубой и жаркой, как пар от сырого мяса". Герман Гессе, "Степной волк". К несчастью, и рок - музыка, изначально отпочковавшаяся от "мясных" музыкальных направлений, возвращается к тому же самому. Но если танцевальные музыкальные направления воплощали радость и торжество "мяса" в состоянии довольства, рок призван обозначить смерть и распадение этого же самого "мяса". Возможно, в этом - его особенная честь.