Разрабатывая и анализируя не одну сотню обучающих программ, я вижу одни и те же ошибки, из за которых ученики не доходят до конца обучения. В результате эксперт теряет успешные кейсы и прибыль от будущих потоков. Но хорошая новость в том, что этого можно избежать как тем, кто еще только планирует создать свой онлайн курс, так и тем, у кого уже есть программа обучения.
5 Шагов создания онлайн курса
В разработке онлайн обучения я выделяю 5 основных шагов:
1. Анализ мастерства эксперта
2. Анализ целевой аудитории
3. Стратегическое видение
4. Структура курса
5. Экосистема курса
Шаг 1. Анализ мастерства автора или распаковка личности
Сейчас достаточно много онлайн курсов в одной и той же нише, и уже недостаточно просто дать знания по теме. Чтобы курс был уникальным и отличался от других продуктов на рынке онлайн образования важно сделать:
- анализ целевой аудитории (те люди, для кого Вы создаете онлайн курс)
- анализ мастерства автора
Чтобы проанализировать мастерство на практике я использую несколько упражнений, которые основываются на том, чтобы
- проанализировать свой опыт (специальными методиками)
- определить, что уникального для Вас в этой теме
Например, есть сотни курсов по smm, но в одном из них идет упор на продаже через визуал, потому что автора драйвит эта тема, а в другом на контент-маркетинге.
Шаг 2. Анализ целевой аудитории
На этом этапе следует определить, для кого разрабатывается онлайн курс и сегментировать эту аудиторию.
Например, на курсе по Wildberries может быть несколько сегментов целевой аудитории
- собственники бизнеса, которые хотят открыть свой онлайн магазин
- менеджеры по работе с площадкой
При этом нужно понимать, какие сегменты действительно можно объединять, а какие будут напоминать смешение первоклашек со старшеклассниками в школе.
Пример
Пол года назад я работала с экспертом в нише автоматизации бизнеса и онлайн записи. Диана, партнёр @yclients планировала разработать онлайн курс по автоматизации салона красоты и использованию программы.⠀
Когда мы работали над курсом и прописывали сценарии уроков, вышли на новый продукт. Мы выявили, что у Дианы аудитория не только владельцы бизнеса, но и те, кто хочет так же как и она автоматизировать салоны красоты.
Тут же встал вопрос☝🏻: разрабатывать отдельные продукты или объединить эти две аудитории на одном курсе. В результате мы определили стратегию, которая позволяет объединить эти два сегмента.
Плюс объединения здесь в том, что для аудитории «автоматизаторов» есть возможность получить кейсы прямо в процессе обучения и наработать портфолио. А для владельцев бизнеса - дополнительная помощь.
Шаг 3. Стратегическое видение онлайн курса
Варианты разработки онлайн курса
Вариант 1: создание курса "от контента" (от точки А)
Этот вариант предполагает, что Вы должны сначала выгрузить все свои знания, как то их структурировать и передать ученикам.
5 Лет назад, когда я только начинала работать методологом в одной из крупнейших IT компаний России "1С" - мы с командой выстраивали курсы именно этим способом. Нам давали контент, мы его структурировали, и не задавая вопросов, выдавали итоговый курс, который потом проводили. Результаты были, но из серии: человек прослушал 👉 что то записал 👉 и забыл.
Плюсы
- делимся опытом, передаем информацию
Минусы
- информация не усваивается учениками на 100%
- мало успешных кейсов
- много "сливов" с курса и низкая доходимость до конца обучения
Вариант 2: От стратегии " точки Б"
В этом варианте мы исходим из мастерства эксперта, результатов учеников и последующего взаимодействия. То есть мы сначала определяем конечный результат и под него подстраиваем практику и разрабатываем контент.
Плюсы
- делимся опытом
- информация усваивается учениками
- много кейсов
- мало сливов
- последующие продажи
Минусы
- время разработки
Чаще всего эксперты хотят дать больше и сильно перегружают свой курс. И последствий много: мало результатов/кейсов и много сливов.
Но что, если взять весь его контент и разделить на несколько продуктов. И в каждом из них максимально передать свою экспертность, разжевать контент и дать дозированно? То есть структурировать весь свой опыт не по модулям в одном большом курса, а по продуктам.
Многие этого не делают потому, что не видят ценности в контенте и хотят оправдать его количеством. Хотя контент может быть супер ценным. Это просто ощущение эксперта такое. Но ценность не в количестве, а в результатах ученика.
Это как в жизни, мы можем прочитать книгу и отложить, а можем внедрить из нее всего 1 инсайт и изменить жизнь в корне.
КАК ВЫСТРОИТЬ СТРАТЕГИЮ?
- разбить все свои знания на направления
- определить главный продукт - флагман
- определить вход (лид магнит, трипваер)
- определить выходы
Шаг 4. Структура онлайн курса
Для того, чтобы разработать структуру онлайн курса, необходимо в первую очередь, определить результат обучения.
1. Результат
- Какой результат должен быть у ученика
2. Путь ученика
То есть какие промежуточные шаги он должен совершить, чтобы к этому результату прийти.
3. Практика
На этом этапе определяется, что должен сделать ученик, чтобы прийти к результату.
4. Наполнение контентом
Как правило эксперты хорошо знают контент, но иногда важно пересобрать его. То есть выгрузить все, что есть, относительно каждого модуля, структурировать это, объединив по смыслу и вставить в уроки
5. Презентация
На этом шаге контент разбивается на слайды для презентации, в каждом из которых выделяется ключевая мысль и создается визуальный смысл. Такой шаг в моих проектах занимает не мало времени, так как важно разработать ассоциации, которые будут близки и понятны целевой аудитории, а визуальные смыслы должны будут отпечататься в сознании каждого ученика.
Именно этому шагу (структуре) я уделяю максимум времени на своем обучении, так как это фундамент. С некорректным скелетом вся конструкция просто рухнет и у учеников не будет результатов.
Шаг 5. Экосистема курса
Экосистема онлайн курса
Важным этапом является построение экосистемы онлайн курса или образовательной среды. Здесь необходимо определить
- будут ли кураторы или наставники и их функционал
- как будут взаимодействовать ученики между собой, кураторами и экспертом
- платформа, на которой будет проходить обучение
Например, я размещаю свое обучение на платформе SkillSpace, так как она очень легка в использовании и настройке. По промокоду "MTDLGY" Вы сможете БЕСПЛАТНО протестировать любой из тарифов, активировав его на 14 дней
- система мотивации (будет ли использована геймификация)
- и т.д.
Таким образом, чтобы создать успешный онлайн курс, который ученики будут советовать своим близким и получать мощные результаты, необходимо соблюдать правильную последовательность шагов и все нюансы разработки. Чтобы ничего не упустить, можно изучить методологию построения программ для взрослых, пройдя курс, прочитав пару книг или нанять методолога, который сделает это за Вас и сэкономит не мало ресурсов.
► Личная работа, сопровождение, обучение http://methodlogic.ru/
► База знаний по методологии
http://methodlogic.ru/knowledgebaseform
СОЦ.СЕТИ:
► Instagram: https://www.instagram.com/alyona_ksl/
► Telegram канал https://t.me/alyona_ksl
Также рекомендую подписаться на мой телеграмм канал “Секреты успешных курсов”, где найдете еще больше методологических фишек, инстаграм аккаунт, в котором я рассказываю про обучение в кайф и YouTube канал с полезными видео)