Если приглашают - идите, пока приглашают…А я приглашаю. Обещаю, будет познавательно и интересно!
Эрнан Кортес. Гибель Теночтитлана
Milagro...
2 июля 1520 года. Теночтитлан. Пирамида Уицилопочтли.
- Ведите следующего - приказал главный жрец своим помощникам.
Кровь ручьями стекает по ступеням вниз. Ацтеки празднуют победу, дарованную им богами, и благодарят их обильными подношениями, сердцами белых teules.
На жертвенный камень кладут очередного захваченного испанца. Совершенно измученный тот не сопротивляется и хочет только одного, чтобы это всё поскорее закончилось, хотя не таком жизненном финале он мечтал, отправляясь за богатством и славой из Эстремадуры в Новый Свет.
- Великий Уицилопочтли! Тебе мы приносим этого чужеземного воина! Прими его жертву о всемогущий!!!
Хак!...Жертвенный нож жреца распорол грудную клетку обречённого. Тело содрогается в конвульсиях. Привычным усилием вырвано сердце. Ещё трепещущее, оно после показа небесному светилу отправляется в жаровню. Запахло горелым мясом, дым устремляется ввысь. Уицилопочтли принял подношение. Бородатую голову отсекли. Она достойно украсит цомпантли - стену черепов. Обезглавленное тело с вырванным сердцем, сброшенное к подножью святилища, сразу потащили готовить. Сегодня будет пир.
Ацтеки празднуют победу...
Разбитое войско Эрнана Кортеса отступало в сторону Тлашкалы. Только там они могли найти защиту и покой, хотя предводитель конкистадоров сомневался, получат ли они его после поражения, и таких потерь среди местных воинов. Но среди выживших были Луиса де Шикотенкатль (индейская жена Альварадо)и её братья, все они были детьми верховного вождя. Тлашкальтекам удалось спасти её и ещё нескольких женщин, среди которых к радости Кортеса была и Малинче. Она пыталась развеять его тяжкие думы.
- Господин мой. Горцы никогда не пойдут на примирение с Теночтитланом. Особенно теперь когда мы вырвались из него.
Она уверяла его что враги и данники ацтеков считали, что все они должны были остаться на дамбе. Но если испанцам удалось вырвать у Уицилопочтли почти тысячу человек, выходит их бог сильнее. То что ацтеки считают победой, для других это неудача. Раз Малинцин и его люди остались живы, значит всё только начинается, они прошли испытание проверкой. Все выжидают что будет дальше. Главное дойти до Тлашкалы.
Но оптимизм доньи Марины разделяли немногие. Положение испанцев было просто кошмарным. Преследуемые местным "ополчением", которое отгоняли всадники, они уже не спали трое суток. С водой была проблема, промывать и перевязывать раны кроме грязных лохмотьев было нечем, у многих они воспалялись и начинали гнить . У самого Кортеса раскалывалась голова по которой он получил камнём из пращи в одном из разведывательных рейдов, а левая рука была повреждена ещё при осаде в Теночтитлане.
Наконец проводники-индейцы вывели войско к большой пирамиде окружённой каменной оградой, где они смогли отдохнуть. На ужин пошла днём ранее убитая врагами лошадь, которую съели вместе с кожей и внутренностями. Часть её предложили тлашкальтекам, но они ухмыляясь вежливо отказались. Зачем им дохлая конина, когда есть предусмотрительно заранее захваченные ацтекские пленники...
7 июля обескровленный отряд конкистадоров выбрался на равнину близ селения Отумба. Они увидели что дорогу на Тлашкалу им перекрыла Смерть. Она смотрела на них тысячами глаз огромного войска ацтеков, которое ждало добить их, уверенное в лёгкой победе.
Миктлантекутли - бог смерти ацтеков
У кого были волосы, они встали дыбом. У большинства солдат на лицах явно читалось - Pizdets...Hemos llegado. Кто то начал шептать молитвы, многие начали креститься. Кортес внутренне содрогнулся, но окинув взглядом полчища индейцев и своих измученных солдат, довольно спокойно произнёс:
- Сеньоры!...У нас нет выбора, кроме как победить! Иисус Христос и пресвятая дева Мария не оставят нас. Берегите силы. Не рубить. Только колоть - всадники в лицо, солдаты в живот. В первую очередь убивайте командиров. Выпускайте кишки из этих псов!
Мужества дону Эрнандо было не занимать. Отступать некуда, эта битва решит всё. Они должны пробить себе путь к спасению. Ну а если не выгорит...Лучше погибнуть в бою, чем угодить на верхушку пирамиды и стать одним из ингредиентов ацтекской кухни.
По его приказу пехота развернулась широким каре, конница прикрыла фланги. Испанцы первыми двинулись на врага. Приблизившись,
семерым оставшимся в живых после Теночтитлана стрелкам, всё таки удалось разок шарахнуть из аркебуз последними зарядами, после чего они тоже взялись за мечи. С громовым кличем - Santiago, у cierra Espana!- конкистадоры вступили в бой.
Ощетинившийся пиками и мечами ёж, внутри которого находились тяжелораненые и другие неспособные воевать, полз по полю битвы, шаг за шагом перемалывая всё на своём пути. 22 всадника разбитые на два отряда, нападали и возвращались сомкнутым строем. После каждой атаки индейцы в многочисленном составе отправлялись навстречу своим кровавым богам. Сама природа и недальновидность ацтекского командования дала прекрасную возможность применять испанцам свою излюбленную тактику, которая овеяла их славой ещё на европейских театрах боевых действий. Место для битвы ацтеки выбрали просто идеально...Для своего противника. Поле было широким и ровным, что представляло исключительное удобство и маневрирование для кавалерии.
Разогнавшись рыцари-кабальерос раз за разом наносили убийственный удар, против которого у ацтеков в отсутствии в их войске пикинёров, были лишь численное преимущество да изделия для убийства из дерева и стекла. Куда попрёшь против боевых коней, которые лупили копытами и грызли лица, с голыми, несмотря на многочисленность жопами? Это не теночтитланские улицы и дамбы, где у этих много тысяч лет назад одомашненных друзей человека не было простора. Конечно, испанское войско тоже несло потери, но не в таком количестве, о котором мечтали ацтеки, желая добраться до их органов кровообращения, и возложить их на алтарь смерти.
Исполнялся приказ Кортеса, который велел убивать ацтекских вельмож, легко различимых, так как на всех них были большие плюмажи с золотом, богатые доспехи и военные знаки различия. Конкистадоры устроили охоту за ними. Они вошли в боевой транс, в котором не чувствовали не только страха, но и усталости. Некоторые солдаты видели видения — впереди их отряда по небу скакал Святой Яков и вёл их в бой, о чём они исступлённо кричали. Хотя может это им приятели-тлашкальтеки что нибудь растительного подогнали, которые завывая свои боевые кличи, сражались рядом с ними? Впрочем полагаю что после всех передряг в которые они попадали в последнее время, психика у них была явно нарушена, плюс непоколебимая вера в бога. Так что складывая эти факторы, всё может быть...
Наконец капитан-генерал во главе одного из отряда кабальерос пробился к главнокомандующему - касику Сиуаке. Ударом копья в лицо он свалил его наземь. Спрыгнувший с коня Хуан де Саламанка добил главацтека, и ловко фехтуя мечом зачистил его окружение, захватив знамя. Через 3 года за этот подвиг он получил от короля соответствующее прибавление в свой герб.
Индейцы дрогнули. Начальство гибнет. Что за силы помогают пришельцам на этом проклятом поле? Что за местность эта такая - Отумба? Почему не за нас? О боги, где вы?...Первыми решили свинтить жрецы, поняв что дело пахнет изделием из углеводородов и следующие на очереди будут они. Видя это довольно ещё огромная армия начала выходить из боя. В их рядах настало смятение, а немногим позже началось повальное бегство.
Солдаты не верили своим глазам. Они, горстка чужеземцев, готовясь к смерти, умудрились дать её по зубам.
- Victoria! Victoria amigos!
Впоследствии эта битва войдёт под названием Milagro en Otumba - Чудо при Отумбе. Считаю что именно она была важнейшей в истории конкисты. Она имела огромные политические последствия. После неё в конкистадорах вновь стали видеть ту силу, которая сокрушит тиранию ацтеков, прекратит чудовищные жертвоприношения, избавит покорённые народы от самой страшной дани — жизнями и сердцами своих близких. К Кортесу возвратились отпавшие было индейские союзники и примкнули новые. Ну а ацтекам оставалось только кусать от злобного бессилия свои локти. Увлекшись празднованием и жертвоприношениями после "Ночи печали", сразу не добив поверженного врага, они совершили роковую ошибку, которая в дальнейшем для них будет иметь довольно печальные события...
Место битвы 500 лет спустя. Довольно скромно всё выглядит. Не те нынче в Мексике герои
По прибытию в Тлашкалу, испанцев и своих воинов встречали как героев. Их окружили заботой и вниманием. Но все они представляли ужасное зрелище. Лазарет был переполнен ранеными и умирающими. Кому то отрезали руку, кому то ногу, а кому не повезло, те в страданиях покидали эту грешную землю. Сам Эрнан перенёс две операции. Ему отрезали два пальца на левой руке, и оказалось, что кроме удара по голове камнем из пращи во время отступления, в битве при Отумбе ему во время одной из атак проломили череп, пришлось удалять осколки. Две недели он балансировал между мирами, но крепкий организм всё таки решил за хозяина и оставил его на стороне людей.
За это время ацтеки наладили посольство к тлашкальтекам, с предложением заключить мир и отдать им испанцев. Но горцы не забыв о вековой вражде и связанные клятвой, ни капли не доверяя послам, отказали им.
И что вы думаете? Выздоровев, Кортес начал планировать взятие столицы империи. Многие крутили пальцами у висков, считая что капитан-генерал повредился умом после ранений. Какой Теночтитлан? Чудом ушли из него, чудом. Пора отправляться в Веракрус, а потом на Кубу. Хватит! Но дон Эрнандо поговорив со своими старыми солдатами и заручившись их согласием на продолжение конкисты объявил, что войско никого домой не отпустит, так как дело государя и веры требует не своеволия, а железной дисциплины. Недовольным пришлось подчиниться.
А в империю ацтеков пришла страшная болезнь.
Меч Кортеса
Продолжение следует...
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! https://zen.yandex.ru/id/5ea1c46391221741687dd4e8
Читайте и поддержите меня в https://vk.com/hernandocortes
Автор статьи - https://vk.com/id509890129