Найти в Дзене

Автограф. Каменный край. Уникальная работа

Здравствуйте.

Так и хочется закричать, как выпь на болоте: "Не проходите мимо, люди!". Ведь это действительно по-настоящему высококлассная отечественная музыка, которой можно гордиться и которая достойна составить конкуренцию лучшим мировым исполнителям в своём жанре. Альбом группы "Автограф" 1989 года стал открытием и откровением для советского слушателя. Детище Александра Ситковецкого, всегда тяготевшее к прогрессив-року и прослывшее как коллектив, игравший элитарную музыку, выдало альбом, превзошедший все возможные ожидания. Каждая из 8 композиций активно крутилась по радио. Часть из них показывалась на ТВ в виде малобюджетных клипов. Про свои тогдашние эмоции, положа руку на кодекс октябрёнка-пионера-несостоявшегося комсомольца, скажу откровенно: восторга не испытал. Мне было 16, к такой музыке относился с лёгкой долей непонимания и скепсиса. Дескать, вон чего вытворяют зарубежные дипёплы и дефлепарды, тут на них, великих, не хватает времени, а слушать отечественную вторичку несолидно, ещё друзья-металлисты засмеют и обзовут каким-нибудь брейкистом (у нас этот термин использовали для обозначения ребят, танцевавших брейк). Но если быть более честным, правда такова, что в то время не доросли мы, юные любители музыки, до "Автографа". Сейчас об этом не жалею (какой смысл?), а просто предлагаю людям постарше вернуться к замечательной пластинке, а молодёжь прошу вслушаться и испытать настоящие эмоции от АЛЬБОМНОЙ музыки высочайшего качества, а не разрозненной каши современных штучных "хитов" с короткой жизнью мотылька.

Почему я говорю именно об альбоме, а не о хорошо составленном наборе достойных песен? Потому что к группе "Автограф" в период выхода "Каменного края" можно было смело применить устоявшуюся аббревиатуру AOR. Album Oriented Rock - "рок, ориентированный на альбомы" или Adult Orented Rock (мне так ближе и понятней) - "рок для взрослой аудитории". К стандартам AOR относят риффовую музыку, красивые баллады и непременно запоминающийся высокий голос вокалиста. Столпами AOR считаются такие исполнители, как Foreigner, Magnum, Toto и другие рок-музыканты. А сам "Автограф" зарубежные СМИ сравнивали с такими авторитетами, как Electric Light Orchestra (ELO) и Yes.

Но не буду более томить. С грустью выяснил, что на Яндекс.Музыке этой группе не уделили внимания, и пришлось выискивать альбом на других ресурсах. "Каменный край" открывает композиция "Город" с глубоким басом Леонида Гуткина, классным саксофоном Сергея Мазаева, "энигматической" флейтой и просто фантастическим вокалом Артура Беркута.

Ситковецкий делал упор на продвижение "Автографа" за рубежом, и в 80-е это была самая "выездная" советская группа. Музыканты выступали на большом количестве международных фестивалей в Англии, Франции, Дании, Австрии, Финляндии, ФРГ и Швейцарии вместе с такими исполнителями, как Kenny Rogers, Ten Years After и многими другими; "открывали" концерты группы Chicago, работали с продюсером и композитором Дэвидом Фостером (для информации - в его арсенале 16 премий "Грэмми"). В январе 1988 года группа впервые посетила США. В 1989-м году "Автограф" подписал контракт с бывшим менеджером Фрэнка Заппы Хербом Коэном в Лос-Анджелесе. И в том же году вышел "Каменный край".

"О, мой мальчик" - вторая песня на стороне А пластинки. Вокальный дуэт Мазаева и Беркута невероятен, саксофон выбивает почву из-под резиновых шлёпок и кирзовых сапог. Конечно, назвать музыкантов первооткрывателями в такой стилистике будет неверно (вот, к примеру, Behind The Lines группы Genesis образца 1980 года, сравните начала двух песен), но то, что в записи присутствовали лучшие стандарты прогрессив-рока, прекрасно сыгранные на классных инструментах, да ещё и с исполнением на русском языке - это невероятно круто!

Было продано более 2 миллионов экземпляров пластинки. Вот как выразил своё отношение к реализации работы на виниле Ситковецкий: "Мы были в бешенстве от того, как фирма "Мелодия" сделала мастеринг альбома. То, как звучал финальный микс, нас всех устраивало – нам казалось, что не только в творческом, но и в аудио смысле мы создали достойную запись. Но когда мы отдали фонограмму на "Мелодию", они сделали мастеринг под стандарты своих заводов, и диск зазвучал совершенно по-другому: плоско и резко. "Мелодия" сделала все, чтобы альбом убить – не намеренно, а просто от собственного неумения".

Как бы ни относились сами музыканты к диску, попавшему в итоге к слушателям, альбом смог добиться заслуженной популярности в СССР. Тем более позднее, в 2013 году сам Александр Ситковецкий вместе с басистом Леонидом Гуткиным смогли перевыпустить альбом под собственным контролем ремастеринга в знаменитой стокгольмской мастеринг-студии Cutting Room. Ещё одна из композиций, достойная отдельного внимания - "Странник".

Стоит отметить также тексты на альбоме. Это отточенные и взвешенные мужские стихи, несколько холодные, но романтичные и сопереживательные. Почти все они написаны Сергеем Патрушевым, автором стихов к песням большого количества отечественных исполнителей.

Российский журнал Play в начале двухтысячных включил "Каменный край" в список "Лучшая музыка в СССР" под номером 36 (всего в нём значится 85 записей). Обозреватель журнала писал, что работа является редким образцом "отечественного альбома эпохи краха социализма", полностью прошедшего проверку временем. По словам критика, "качество материала и уровень продюсирования и сейчас могут считаться труднодостижимым здесь эталоном". Важно также упомянуть, что в 1991 году в США вышел альбом "Автографа" Tear Down the Border, основанный на материале из "Каменного края", на английском языке.

А оригинальную пластинку (позднее в альбом включили ещё две великолепные песни) завершает моя любимая, "Камень".

Как я уже сказал, впоследствии в альбом дополнительно вошли две песни. Это великолепная баллада "Амур", в создании которой принял участие Артур Беркут. И композиция "Мир в себе" на стихи Маргариты Пушкиной. Она знаменательна тем, что в Сопоте (Польша) в 1987 году была признана лучшей песней фестиваля. Ниже - её исполнение на юбилейном концерте "Автографа", где приняли участие музыканты из составов группы разных лет.

"Мир - это мы". Мы, лишённые истерик, чрезмерных амбиций и претензий. Не имеющие притязаний на чьи-то достижения и не программирующие чужие мысли и сны. Без национальностей и рас. Рождённые матерями человеческими, в любой точке планеты. Стоящие на одной сцене с музыкантами из разных стран, одном пьедестале со спортсменами с разных континентов. Или просто, не зная языка, на слух, вместе распевающие песни Битлз и Челентано или насвистывающие мелодии Бетховена и Чайковского. Мы, разные и одинаковые.

Мир мудрецов и мир глупцов,

Мир из молчания и слов,

Мир, где добро сильней, чем зло,

Мир - это мы.

Ниже - ссылка на весь альбом. Приятного прослушивания и хорошего настроения. До встречи.

Об отечественных исполнителях на этом канале: