Найти тему
Кино и книги

"Банды, мятежи и красивые женщины": 3 забытых советских фильма о борьбе чекистов с белогвардейским подпольем

Оглавление

Здравствуйте читатели! Период гражданской войны с ее острым противостоянием классовых групп русского общества долго был и будет интересен кинематографу. Советское кино снимало много картин такого рода, но не все они одинаково популярны.

Предлагаю вспомнить фильмы на тему борьбы сотрудников ЧК с мятежниками, бандитами и белогвардейцами, которые, на мой взгляд, как-то незаслуженно затерялись. По случайности во всех трех историях в центре сюжета находится красивая девушка или женщина из привилегированного сословия, но судьбы у героинь разные.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Угол падения" 1970 г.

1919 год. Готовится наступление войск генерала Юденича на Петроград. В центре сюжета судьба семьи Благовидовых и связанных с ними людей на фоне грядущей попытки захвата города.

Благовидовы - из бывших. Илья Андреевич - инженер, при Советской власти восстанавливает взорванные мосты. Он увлечен работой и простодушен в плане житейском. Его жена, Ирина Владимировна, тоже аполитична, но манеры новых сослуживцев мужа, его ничтожный паек, голод в Петрограде раздражают красавицу, привыкшую к комфорту. Брат Ильи Андреевича , Павел, бывший прапорщик, служит в ЧК.

Кадр из фильма "Угол падения". Ирина Владимировна (Ариадна Шенгелая).
Кадр из фильма "Угол падения". Ирина Владимировна (Ариадна Шенгелая).

Доверяющая людям своего круга Ирина привлекает интерес подпольной контрреволюционной организации, задача которой активизировать подрывную деятельность в момент подхода войск Юденича. Квартира Благовидовых вне подозрения, ее хозяйка часто остается одна, так как инженер выезжает на строительство, в ней удобно прятать оружие.

Ирину постепенно знакомят с членами подполья, вызывают на разговоры о недовольстве нынешним положением, объясняют, что скоро власти большевиков придет конец. Бывший жандармский ротмистр Кубанцев и капитан Горчилич сильно увлечены ею как женщиной. К первому Благовидова испытывает отвращение, но влюбленность второго ей льстит.

Кадр из фильма "Угол падения". Гаврила Лукич Кубанцев (Владимир Самойлов).
Кадр из фильма "Угол падения". Гаврила Лукич Кубанцев (Владимир Самойлов).

Постепенно Ирина втягивается в контрреволюционные дела, скрывая это от мужа и деверя. О том, что в семье есть родственник-чекист, она тоже умалчивает перед новыми знакомыми.

В Павла Благовидова влюблена бывшая прислуга из семьи его брата - Санька. Девушка буквально бегает за ним и, однажды, упоминает, что хочет уйти от нынешнего хозяина - профессора Завадского. Чекисты подозревают, что квартира Завадских - место конспиративных встреч контрреволюционеров и уговаривают Саньку остаться там в качестве их агента.

Кадр из фильма "Угол падения". Санька (Татьяна Иванова) и Павел (Павел Кашлаков).
Кадр из фильма "Угол падения". Санька (Татьяна Иванова) и Павел (Павел Кашлаков).

Экранизация одноименного романа Всеволода Кочетова рассматривает очень напряженный и интересный исторический момент, освещает планы военных операций с обеих сторон, разногласия между стратегией Ленина и Троцкого с Зиновьевым, а также соперничество в стане белых.

Здесь можно увидеть подготовку большевиков и красноармейцев к обороне Петрограда и деятельность контрреволюционеров в ослабленном выведением армейских сил городе. В этом плане впечатляет сцена расправы над бывшим полковником, военспецом Ларионовым, совершенная у него на квартире, почти на глазах у семьи.

Фильм не плакатен, в нем отсутствует навязчивая идеология и сторонники разных политических лагерей не выписаны одной краской. Особенно такая непредвзятость хорошо выражена в сцене картинной казни атаманом Булак-Балаховичем захваченных коммунистов.

Владимир Самойлов очень живо представляет образ бывшего жандарма Кубанского, с которого внешний лоск легко слетает, обнажая сущность подлеца. Анатолий Ромашин играет своего персонажа, капитана Горчилича, напротив, смелым и благородным человеком, сознающим разложение соратников, но неспособным изменить своим идеалам.

Кадр из фильма "Угол падения". Капитан Григорий Константинович Горчилич (Анатолий Ромашин).
Кадр из фильма "Угол падения". Капитан Григорий Константинович Горчилич (Анатолий Ромашин).

Центральным образом картины, по-моему, остается Ирина Благовидова, по слабости характера мечущаяся меж двух сторон. Ариадна Шенгелая очень хороша в этой роли и внешне, и в плане раскрытия психологии героини.

Следует отметить музыкальное сопровождение фильма: солдатские песни и хоровой вокал на тему песни "Смело мы в бой пойдем за власть Советов". На мой взгляд, хорошо отражено время действия, антураж.

В остальных ролях снимались: Юрий Каюров (Ленин), Павел Кашлаков (Павел Благовидов), Георгий Куликов (Илья Благовидов), Татьяна Иванова (Санька), Вадим Яковлев (чекист Костя Осокин), Казимирас Виткус (чекист Ян Карлович), Николай Тимофеев (полковник Незнамов), Нина Веселовская (Виктория Федоровна), Сергей Плотников (генерал Юденич) и другие.

"Долгий путь в лабиринте" 1981 г. 3 серии.

Сашу Сизову революция и гражданская война застали неожиданно. Они с матерью, как и все, переживали внезапно свалившийся голод, стрельбу по ночам, разве что конфискаций бояться было нечего: из ценностей остался один серебряный подсвечник.

Однажды девушка пошла менять его на продукты и без документов попала в облаву. Забрали, так сказать, до выяснения личности, а в толпе задержанных ей сунул в карман дефицитный сахарин какой-то английский моряк.

Чекист Иван Шагин принял барышню за спекулянтку, но Саша - неробкого десятка: и моряка узнала, и сказала, что он не англичанин - говорит с акцентом.

Продвинутой в языках девушкой заинтересовался начальник уездного ЧК: люди, знающие иностранные языки нужны в работе, а потом выяснилось, что он знал Сашиного отца. Ее даже пригласили поехать с чекистами на задание, если интересно. В общем, осталось только получить кожаную тужурку и оружие, и вот уже Саша Шагина - сотрудник ЧК.

Кадр из мини-сериала "Долгий путь в лабиринте". Саша Сизова (Татьяна Лебедева) и Иван  Шагин (Эммануил Виторган).
Кадр из мини-сериала "Долгий путь в лабиринте". Саша Сизова (Татьяна Лебедева) и Иван Шагин (Эммануил Виторган).

Вскоре начался мятеж эсеров, поддержанный наступлением белых. Чекисты вынуждены были оставить захваченный город. В последний час эвакуации прорвался нарочный из центра с шифрованным приказом председателя Всеукраинской ЧК Мартына Лациса доставить отобранные у буржуазии золото, валюту и драгоценности в Киев.

Сотрудники разбились на пары, чтобы было больше шансов выйти из окружения, но оказывается в их организации не все было чисто. Саша и Шагин, пробираясь по окрестным лесам, находят труп эксперта по ювелирным изделиям Гриши Ревзина, застреленного в спину. С кем он шел - неизвестно.

Между тем, агент белой контрразведки знает, что конфискованные ценности несут именно Сизова и Шагин. Их будут тщательно разыскивать.

Кадр из мини-сериала "Долгий путь в лабиринте". Поручик Лелека (Игорь Васильев) и эсер Тулин (Дмитрий Миргородский).
Кадр из мини-сериала "Долгий путь в лабиринте". Поручик Лелека (Игорь Васильев) и эсер Тулин (Дмитрий Миргородский).

Средний добротный приключенческий фильм по такому же одноименному роману Александра Насибова, только у писателя события все же выглядят реалистичнее.

В этом, пожалуй, - главный недостаток фильма. Судьба героев складывается так, как бывает только в кино для детей и юношества. Помощь приходит вовремя, из положительных окончательно погибают только эпизодические персонажи, а главные герои никогда не умирают до конца.

В общем, где-то на уровне экранизации "Бронзовой птицы" А. Рыбакова, только без детей. А так вроде все есть: погони перестрелки, бои, вражеский плен, колорит местности и эпохи. То что шпион известен с самого начала тоже не плюс.

Однако в фильме есть и свои достоинства, например, - песни. Они очень душевные, даже философские, несмотря на простые слова. Выделяется очень эффектная "Рулетка" на музыку Максима Дунаевского и слова Наума Олева, исполняющая роль белогвардейской песни. Если вы ее слышали, то, наверное, не забудете:

Гусарская рулетка - жестокая игра.
Гусарская рулетка, дожить бы до утра.
Так выпьем без остатка за всех шампань со льда!
Ставки сделаны, ставки сделаны,
Ставки сделаны, господа!
Ставки сделаны, ставки сделаны,
Ставки сделаны, господа!

Приятно также смотреть на игру актрис Татьяны Лебедевой (Саша Сизова) и Аллы Будницкой (Стефания Белявская). Из актеров выделяется Константин Степанков. Его персонаж, селянин Микола Ящук - просто гвоздь первой серии.

Как всегда хорош Михаил Голубович, играющий полковника Черного. Белые офицеры не аристократического происхождения и бандиты в его исполнении всегда убедительны. На своем месте Эммануил Виторган (чекист Иван Шагин) и Александр Голобородько (полковник Шерстнев).

Вообще в картине снималось много хороших артистов: Сергей Десницкий (начальник уездного ЦК Кузьмич), Всеволод Абдулов (Мартын Лацис), Игорь Васильев (поручик Лелека), Анатолий Ромашин (доктор Станислав Белявский), Вячеслав Жариков (атаман Глущак) и другие.

"Десятый шаг" 1967 г.

1920 г. Украина. Анна Перемытова-Дзюба волей исторических событий оказалась вхожей в два противоборствующих мира. Ее муж - красный комиссар Осип Дзюба, брат - белогвардейский поручик Александр Перемытов.

Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна встречается с братом.
Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна встречается с братом.

В ходе гражданской войны прежние знакомства помогали молодой женщине выполнять задания разведки, но военные действия, в основном, окончены. Осипа отправляют работать председателем уездного ревкома в родной город жены Степянск. Анна становится служащей культпросвета.

В сохранившемся доме родителей живет Александр с женой. Его, как и многих других рядовых офицеров, амнистировали. Сейчас он работает в наробразе. Героиня, разумеется, восстанавливает родственные связи.

Вся губерния волнуется из-за проводимой продразверстки. Даже продкомиссар Арон Глузкин считает, что требования по поставкам хлеба завышены, а среди красноармейцев многие из местных, может вспыхнуть бунт. Тем более, что в округе действует банда атамана Хмары.

Кадр из фильма "Десятый шаг". Председатель ЧК Петр Линде (Юрий Волков) и председатель ревкома Осип Дзюба (Павел Морозенко).
Кадр из фильма "Десятый шаг". Председатель ЧК Петр Линде (Юрий Волков) и председатель ревкома Осип Дзюба (Павел Морозенко).

Председатель ЧК Петр Линде засылает к бандитам своего человека - бывшего соратника Перемытовой чекиста Михаила Смирнова. Сама же Анна встречает в доме брата прежнего поклонника Бориса Романенко, живущего под чужим именем.

Она слышала о Романенко - начальнике особого карательного отряда в лагере Деникина и видела его работу - виселицы с коммунистами и красноармейцами. Брат и друг юности уверяют, что это роковое совпадение: карателем был однофамилец, а Борису приходится терпеть несправедливое преследование, потому он достал другие документы.

Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна и Борис Романенко (Владимир Дружников).
Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна и Борис Романенко (Владимир Дружников).

Фильм по мотивам рассказов Роберта Эйдемана приятно удивляет нештампованными ситуациями. Случайности, ошибки, стечения обстоятельств, особенности характеров имеют в сюжете большое значение.

Например, - убийство мальчиком чекиста, который вез ценнейшую информацию. Мальчик видел его в роли бандита и, по незнанию, убил. Грубость и максимализм моряка Андрея Доценко не позволяют Анне своевременно передать товарищам известие о мятеже.

Кадр из фильма "Десятый шаг". Чекист Андрей Доценко  (Федор Панасенко) и сын убитого бандитами начальника железнодорожной станции Костя Ильницкий). Мальчик просил оружие, хотел мстить за отца.
Кадр из фильма "Десятый шаг". Чекист Андрей Доценко (Федор Панасенко) и сын убитого бандитами начальника железнодорожной станции Костя Ильницкий). Мальчик просил оружие, хотел мстить за отца.

Герои делают неправильные выводы, опираясь на детали, которые кажутся им говорящими. Романенко находит в вещах Анны крестик и предполагает, что это знак памяти и тоски о прошлом, скрываемый от товарищей, а для Анны крестик - только часть экипировки разведчицы.

Очень понравились живые и яркие диалоги персонажей, например, разговор в очереди:

- Вот так когда-нибудь будут писать: конец тысяча девятьсот двадцатого года - время урезанных до предела пайков и изношенной до предела одежды, яростных плакатов с призывами, тусклых дензнаков миллионов и миллиардов и жидкой ячневой кашицы, выданной по талонам. А все вместе - утверждение новой Советской власти! Не поверят потомки, ей-богу!

- Потомки? Если они будут! Суп из воблы не располагает, знаете ли...

Пайковая вобла, вообще, - частый предмет обсуждения. Осип Дзюба шутит, что ей поставят памятник, как верной соратнице и спасительнице Советской власти.

Очень впечатляют характерное оформление казней, которые проводит банда атамана Хмары. Они для этого сочинили целый песенно-издевательский ритуал.

В картине можно выделить сюжетные линии, связанные с двумя основными действующими лицами: запутанное положение Анны и миссия Смирнова. Нинель Мышкова в роли Анны не менее интересна и трагична, чем ее героиня Ольга из "Гадюки". А вот фильм, к сожалению, менее известен, чем экранизация Алексея Толстого.

Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна (Нинель Мышкова).
Кадр из фильма "Десятый шаг". Анна (Нинель Мышкова).

Владимир Дружников, играющий капитана Романенко напоминает другого своего персонажа, белого офицера из фильма "Таинственный монах". Из ролей второго плана выделяется одноглазый ефрейтор Чижов с присказкой: "полтора несчастья", принявший на себя функции контрразведчика в банде Хмары.

Запоминаются эпизодические роли, вроде некстати явившегося на обсуждение продовольственной проблемы театрального фаната Терентия Кличко с псевдонимом Ромео Гигантов или тетки-антисемитки, выдавшей бандитам продкомиссара Глузкина.

Персонажи проработаны очень хорошо, даже продкомисар и председатель ЧК смотрятся живыми людьми, хотя в советском кино представителей власти часто играли схематично.

В ролях: Павел Морозенко (Осип Дзюба), Николай Козленко (Михаил Смирнов), Юрий Волков (Петр Линде), Алексей Сафонов (Арон Глузкин), Степан Олексеенко (Александр Перемытов), Константин Степанков (атаман Хмара) и другие.

Надеюсь, вам понравятся эти картины и их герои. Если фильмы о чекистах и периоде становления Советской власти вас интересуют, предлагаю посмотреть по ссылкам предыдущие статьи, начиная с этой: "Красный разведчик в стане белых": 3 забытых советских фильма о чекистах гражданской войны".

-13