Найти в Дзене

"МЕСТА ПАМЯТИ" И "ВООБРАЖАЕМЫЕ СООБЩЕСТВА"

Оглавление

В прошлой статье (https://zen.yandex.ru/media/id/627cb96cccc9c21d40e74b3b/ispolzovanie-obrazov-kniazia-vladimira-v-rossiiskoi-kulture-627cbed9dc17f5097d79c62c) мы рассказали о том, какие образы князя Владимира конструируют и используют различные социальные группы.

Здесь мы подробнее рассмотрим, почему это происходит, и что лежит в основе данного явления.

В основе этого лежит понятие культурной памяти. Она выступает как хранитель материально-духовных ценностей культуры; способ конструирования людьми своего прошлого. Культурная память находится в постоянной динамике и является формой коллективной памяти в том смысле, что разделяется некоторым количеством людей, составляющих коллектив на основе их принадлежности к определенной культуре. Память конституируется множеством медиа, действующих внутри различных символических систем: например, религиозных текстов, исторической живописи, историографии, телевизионной документалистики, памятников, ритуалов. Каждое из этих медиа имеет свой собственный способ запечатления прошлого и будет оставлять следы в памяти, которую создает.

Таким образом, культурная память является основой для формирования нации.

Чтобы лучше разобраться в этом, обратимся к концепции двух ученых: Бенедикта Андерсона и Пьера Нора.

Бенедикт Андерсон "Воображаемые сообщества"

https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/xj2zhag7ov/195147667.pdf
https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/xj2zhag7ov/195147667.pdf

В книге автор определяет нацию как социально сконструированное сообщество, воображенное людьми, воспринимающими себя как его часть. В такой трактовке нация выступает как "новый, характерный для современного общества, способ связывать воедино пространство, время и человеческую солидарность". То есть нация - это не что-то древнее и устойчивое; она формируются социальными институтами и продолжает формироваться и изменяться даже сейчас.

А помогают этому "места памяти".

Пьер Нора "Места памяти"

https://mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nora1-arph7asf0ow.pdf
https://mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nora1-arph7asf0ow.pdf

"Места памяти" воплощают в себе единство духовного и материального, которое со временем и по воле людей стало символическим элементом наследия национальной памяти общности. Они призваны создавать представления общества о самом себе и своей истории. Важной характеристикой мест памяти является то, что они могут нести разные значения и что это значение может меняться, и вместе с ними меняется и сама нация. Какие-то "места памяти" могут быть забыты, другие - могут поменять свое значение, но есть и те, которые всегда неизменны.

Например, А. С. Пушкин, Великая Отечественная война - все это "места памяти" России: о них помнят, говорят, они имеют важное значение для всех жителей страны, для всей нации. Князь Владимир, о котором мы говорили в прошлой статье, является таким же "местом памяти". В разные исторические периоды или просто разные люди наделяют его образы своим смыслом. Для одних он в основном - креститель Руси, для других - собиратель земель, защитник государства.

Таким образом, используя различные образы событий, исторических личностей, таких как князь Владимир, социальные группы и формируют культурную память. Память о Владимире Святославовиче является одной из ключевых "точек сборки" российской нации.