Найти тему
Пограничный контроль

Прощать или нет тех, кто помогает злу?

В просвещенных кругах опять дискуссия – надо или нет прощать тех, кто сотрудничает со злом или работает на него за немаленькие зарплаты, надо ли обеспечивать им безопасные пути отступления? Ну, например, помогать ли тем, кто уволился с государственных пропагандистских телеканалов, или тем, кто ушел с различных постов на государственной службе. И опять кто-то говорит, что надо и это поможет большему числу людей перейти на светлую сторону, а кто-то говорит, что всех этих людей, наоборот, должно ожидать справедливое возмездие.

Позиция и тех, и других разумна и понятна. Нельзя оставлять людей в безвыходной ситуации, без надежды на прощение и поддержку, если они действительно хотят перейти на светлую сторону, но пока не решаются – опять-таки, из-за возможных сомнений в поддержке. Но и всех, кто спокойно продолжает продавать душу за неплохие деньги уже в течение трех месяцев ада и кошмара, тоже странно будет встречать потом с распростертыми объятьями. Ну вот, например, как вот этих участников концертов с замечательной символикой за миллионы бюджетных денег – прощать потом или нет?

Максим Кац считает, что прощать и помогать раскаявшимся пропагандистам надо, life.ru
Максим Кац считает, что прощать и помогать раскаявшимся пропагандистам надо, life.ru

Некоторое время назад я опубликовала статью, где рассуждала, становится ли человек инструментом зла, если он его поддерживает. Действительно, если человек глуп или продажен и активно потворствует злу, он является таким же актором зла и несет почти такую же ответственность, как его инициатор. Надо ли его прощать и помогать ему? Думаю, да, но только в том случае, если он сам попросит о прощении и помощи, назвав предварительно зло злом и разорвав с ним все связи. Обещать же такую помощь без всяких условий, конечно, не надо – это не приведет ни к чему, кроме решимости работать на зло до последнего.

Другое дело – если человек уже вышел из системы, разорвав со злом все связи. Понятно, что степень его лишений и всевозможных житейских проблем при этом будет велика. Издержки выхода из системы всегда велики – поэтому, собственно, системе и удается удерживать внутри себя так много вполне здравомыслящих людей и такое длительное время. Было бы легко и просто из системы выходить, сохранив лицо – все давно бы уже повыходили. И поддерживать, и помогать таким людям надо – исключая те случаи, когда в анамнезе действительно находятся уголовные преступления. Ну вы понимаете, о ком это.

Владимир Милов (признан иноагентом) считает, что должно быть справедливое возмездие и деятельное раскаяние. joksi.livejournal.com
Владимир Милов (признан иноагентом) считает, что должно быть справедливое возмездие и деятельное раскаяние. joksi.livejournal.com

Думаю еще, что и к мере поддержки, и к мере возмездия нужно подходить очень точечно, очень индивидуально. Был ли человек в служении злу «первым учеником» или даже немножко вредил? Как он сам оценивает совершенные собой действия – оправдывается ли до последнего или признает свою ответственность? Готов ли он деятельно поддержать добро, отрезав себе пути для отступления, или надеется тихо пересидеть до возможности новых больших зарплат? Все случаи и все ситуации очень разные.

И думаю также, что ни в одном из этих случаев нельзя забывать и как-то умалять значимость главной фигуры – инициатора зла. Любое переключение пристального общественного внимания с него самого на его сообщников и подельников играет ему на руку и может снова сформировать ситуацию, когда бояре оказываются плохими, а царь вообще ничего и не знал.