Найти тему

Видеоигры как высшая форма искусства

Оглавление

В рамках челленджа посвященного развенчиванию мифа о деструктивности видеоигр, запущенного в блоге Antelus About Games, я бы хотел поговорить о видеоиграх, как о высшей форме искусства.

Для начала начнём с основ.

Что же такое искусство? Толковый словарь Ожегова даёт ему следующее определение — это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. На Википедии в статье посвящённой искусству можно найти множество толкований этого термина. Лично я понимаю его как продукт осознанной творческой деятельности, способный вызвать эмоциональный отклик и отражающий чьё-либо мировоззрение.

Соответствуют ли видеоигры этому определению? В полной мере. Разработка игры представляет собой творческий процесс, в ходе которого разработчик создаёт не существовавший ранее продукт, который взывает определённые эмоции у игрока (радость от победы, грусть или злость от поражения и т.п.). Даже тетрис может подойти под такое определение.

Таким образом, мы можем уверенно сказать: «Видеоигры – это искусство!».

Между прочим, на официальном уровне данный статус за видеоиграми уже закреплён, например, в Германии, Франции и США.

Но являются ли видеоигры именно высшей формой искусства?

Для этого надо разобрать видеоигру на составные элементы.

-2

Несомненно, что одного или даже двух элементов (звук и повествование) у видеоигры может и не быть. Но геймплей и визуал есть у каждой игры, а это и есть результат творчества разработчика.

При этом, в настоящее время большинство игр и абсолютно все видеоигры, считающиеся превосходными, состоят из всех четырёх элементов. Поэтому с целью упрощения сравнения с остальными формами искусства мы будем считать, что у игры имеются все элементы.

Если взять из них самые популярные формы искусства и разобрать на элементы, то можно получить следующую картину:

  • У живописи, скульптуры и фотографии имеется лишь визуальный элемент.
  • У литературы – лишь повествовательный.
  • У музыки – звуковой.
  • У кино – визуальный, звуковой и повествовательный.

Из этого, можно сделать вывод, что самый сложный вид искусства кино состоит максимум из трёх элементов. Что же отличает его от видеоигр? Ему не хватает интерактивности, то есть геймплея. Зритель не может принять решение за героя фильма, тогда как игрок может это сделать пусть и в пределе, установленном разработчиком.

Говоря простым языком, у видеоигр есть всё тоже самое, что и у других форм искусства, но только им присуща некоторая свобода действий и соучастие в демонстрации задумки автора.

Чтобы было проще, давайте разберём предыдущую стену текста на конкретных играх.

Gris – один из самых ярких, по моему мнению, примеров.

-3

Это видеоигра, с красивейшим визуальным стилем, созданным профессиональным художником Конрадом Розетом, глубокой историей о принятии утраты любимого человека, а также трогательным музыкальным сопровождением инструментальной группы Berlinist. Несложный, но гармонично связанный с сюжетом геймплей в полной мере позволяет проникнутся историей.

Таким образом, в Gris все четыре элемента представлены на высоком уровне, что делает эту игру настоящим произведением искусства. Посмотрите как красив трейлер к игре.

Hellblade: Senua’s Sacrifice — это также отличный пример серьёзного подхода к созданию произведения искусства новой цифровой эпохи.

-4

Это игра, основу которой составляет история, которая является метафорой борьбы героини с преследующим её психозом.

Hellblade: Senua’s Sacrifice примечательна тем, что мимика и анимация игрового персонажа были созданы с помощью технологии захвата движения, что позволило показать настоящую актёрскую игру. Кроме того, студия Ninja Theory привлекла к разработке специалистов по скандинавской мифологии и психиатрии, а также благотворительные фонды и людей, страдающих психозами, чтобы добиться достоверного отражения этих тем в игре.

Благодаря проделанной работе, проект, не обладающий большим бюджетом, смог достоверно показать проблемы человека, страдающего от психического заболевания и его принятие себя, гармонично встроив это в раннесредневековый сеттинг.

Звук, визуальная составляющая, история и геймплей смогли через видеоигру полностью раскрыть тему, что едва ли удавалось сделать с помощью кино или литературы.

Трейлер можно посмотреть здесь. Он вполне передаёт атмосферу игры.

Трилогия игр Mass Effect – это довольно известные видеоигры, поднявшие научную фантастику на новый уровень.

-5

Здесь с точки зрения искусства на первое место встаёт именно повествовательная и интерактивная элементы игры.

Вселенная игры продумана разработчиками почти с научной точностью, а дилеммы, которые предлагает решить игра и вопросы которая она ставит перед игроком («Есть ли у этой платформы душа?») заставят вас задуматься не единожды.

Но главной изюминкой мне представляется окружение главного персонажа. Соратники настолько хорошо прописаны, что ты начинаешь к ним привязываться и в полной мере сопереживать (лично я очень хотел бы иметь такого друга, как Гаррус Вакариан).

При этом в конце хэппи-энда ждать совершенно не стоит: вы на войне, а на войне всегда бывают потери. Поэтому не все друзья главного персонажа доживут до финала, а их трагическая смерть выжмет из вас все слёзы (честно признаюсь, что прослезился минимум три раза за время прохождения 3-ей части).

-6

Благодаря всему этому игрок реально проживает вместе с главным персонажем отведённое тому время, и принимает судьбоносные решения, дружит и влюбляется, словно это он сам. Способны ли фильмы или книги на нечто подобное? Однозначно нет.

Трейлером, посвящённым переизданию великолепной трилогии вы можете насладиться здесь.

Помимо вышеперечисленных игр для подтверждения тезиса о том, что видеоигры - это искусство, вы можете поиграть в такие проекты, как To the moon, Detroit: Become Human, Ведьмак 3: Дикая Охота, серию игр Deus Ex. Делитесь в комментариях какие ещё игры можно привести в пример.

Подводя итог.

Видеоигры уже стали чем-то большим, чем просто несерьёзное развлечение для детей. Как и любая форма искусства, но с большим вовлечением в процесс, они, зачастую, остаются единственным светом во тьме жестокой реальности. А невежды всегда боятся того, чего не понимают и стараются это уничтожить или запретить. Но они останутся в прошлом, тогда как мы продолжим идти вперёд, потому что видеоигры делают нас лучше и вдохновляют нас, ведь это и есть главная цель искусства.

P.s. Именно Gris вдохновила меня на то, чтобы начать разрабатывать свою игру. Надеюсь, что однажды и мои творения кто-нибудь назовёт произведением искусства.

#видеоигры #искусство #gris #hellblade senua's sacrifice #mass effect #антелус челендж