Специалистка в области гражданского строительства из Университета Пердью (США) Луна Лу считает, что дороги не станут безопаснее и лучше, если мы продолжим строить и ремонтировать их прежними способами.
Луна Лу разработала технологию «умного» бетона — такой материал способен самостоятельно «сообщать» о своем состоянии и даже заделывать собственные трещины. В дорожное полотно встроены специальные сенсоры, которые без проводов на основе ИИ передают сигналы об уровне состояния материала в реальном времени. При заливке бетона датчики «скажут», достаточно ли материал затвердел и готова ли дорога к эксплуатации. Это предотвратит появление трещин и колеи, вызванных слишком ранним открытием движения по трассе. Технология поможет избежать пробок из-за ремонтных работ и продлит сроки эксплуатации дорог, поскольку состояние полотна будет постоянно отслеживаться.
Способность «умного» бетона к самовосстановлению зависит от высокопористых, похожих на песок материалов, называемых «внутренними отвердителями», которые добавляют в раствор. Когда бетон трескается, отвердители поглощают воду и запускают химические реакции, в результате которых образуются твердые вещества, которые закупоривают трещину, «заживляя» бетон. Также это предотвращает просачивание воды в сам бетон и коррозию стальной арматуры. По словам Лу, технология весьма полезна зимой, когда полотно замерзает и оттаивает циклически. Когда температура воздуха падает ниже нуля, молекулы воды начинают замерзать и расширяться, что приводит к образованию трещин.