Брянск-это крупный административный центр, который находится в западной части Росси. Расположен недалеко от границ с Белорусией и Украиной. В городе построено множество храмов, соборов и памятников. Но мы поговорим о традициях Брянского танца.
Культура Брянщины связана с этнической историей. Практически во все периоды население подвергалось этническим процессам, ассимилируясь и создавая свою местную культуру. В Брянске соприкасалась разные племена и народы такие как: радимичи, кривичи, вятичи и северяне. Все вместе они сформировали самобытную культуру Брянского танца.
Обратимся к танцам. Самыми известными являются «Галя» и «Плетень»
«Галя». В композиции участвуют шесть девушек и шесть юношей. Часто танец сопровождался частушками
«Ой, Галя моя,Галя чернобровая,
Всех ребят с ума свела Девушка бедовая.»
«Галя»-это кадриль(на Руси очень любили кадрили). Суть в том, что девушки и юноши знакомятся друг с другом и выражают друг другу симпатию. Данная кадриль состоит из трёх фигур.
Первая фигура. Юноши шагом в развалочку выходят и становятся в линию. Затем семенящим шагом выходят девушки, и юноши приглашают их на танец.
Вторя фигура. Девушки и юноши в «вальсовом положении» исполняют некоторые движения.
Третья фигура. Девушки и юноши выполняют до-за-до. Затем все прощаются, танец заканчивается.
«Плетень». Это особый девичий хоровод. Девушки становятся в ряд и все переплетаются в виде плетня, этим движением они выражали чистую и крепкую дружбу. Затем две девушки поднимали руки вверх, образовывая «ворота», остальные участницы танца проходили в них. Это означало расстройство дружбы.
Бытует мнение, что танец-игра «плетень» пришла к нам из Греции. Там девушки, певшие хором при Богослужении,выполняли похожие движения, переплетали руки в знак дружбы и добра (злые не могут стоять рядом и держаться за руки). Но никак х доказательств о том, что «плетень» пришла к ним из Греции нет. У них есть похожие движения, но именно игры «плетень» никогда не существовало.
«Плетень» танцевали в конце 16 века. Это определили по слогу песни, так как в ней есть слово «сахарный», а сахар вошёл во всеобщее употребление примерно в это время.
Вот и слова песни
Заплетися, плетень, заплетися!
Ты завейся, труба золотая,
Завернися, камка кружчатая.
Из-за гор девица утей выгоняла.
Тиги! Утушка, домой,
Тиги! Серая, домой.
Я сама гуськом,
Я сама сериньким.
Ой свет, сера утица!
Потопила малых детушек:
Во меду, во патоке,
И в ястве сахарном.
Я дам старикам Киселя с молоком; Красным молодкам Шелковую плетку; А нашим девицам Белил и румян.
Расплетайся, плетень, расплетайся!
Ты развейся, труба золотая,
Ты развернися, камка кружчатая!
Из-за гор девица утей выгоняла:
Тиги! Утушка, домой.
Тиги! Серая, домой!
Я сама гуськом,
Сама сереньким.
Ой свет, сера утица!
Вынимала малых детушек
Из меду, из патоки,
Из яств сахарных.
Расплетясь, расходятся в разные стороны и оканчивают припевом:
Тиги! наша молодость,
Тиги! девичья краса.
Последний припев немного грустный. В нем говориться о пролетающей молодости и быстро увядающей красоте.
Танцы,как правило, были в праздничные дни, следовательно у жителей был особый наряд по этому поводу.
Женский праздничный костюм состоял из трёх основных элементов: рубаха, понёва(распашная юбка) и завеса. Также присутствовал головной убор и украшения, особенно любили позатыльник.
Мужской костюм состоял из рубахи и брюк