Найти тему
Полина Горбачева

Брянск. Особенности и традиции танца.

Брянск-это крупный административный центр, который находится в западной части Росси. Расположен недалеко от границ с Белорусией и Украиной. В городе построено множество храмов, соборов и памятников. Но мы поговорим о традициях Брянского танца. 

Культура Брянщины связана с этнической историей. Практически во все периоды население подвергалось этническим процессам, ассимилируясь и создавая свою местную культуру. В Брянске соприкасалась разные племена и народы такие как: радимичи, кривичи, вятичи и северяне. Все вместе они сформировали самобытную культуру Брянского танца. 

Обратимся к танцам. Самыми известными являются «Галя» и «Плетень»

 «Галя». В композиции участвуют шесть девушек и шесть юношей. Часто танец сопровождался частушками 

«Ой, Галя моя,Галя чернобровая,

Всех ребят с ума свела Девушка бедовая.»

«Галя»-это кадриль(на Руси очень любили кадрили). Суть в том, что девушки и юноши знакомятся друг с другом и выражают друг другу симпатию. Данная кадриль состоит из трёх фигур. 

Первая фигура. Юноши шагом в развалочку выходят и становятся в линию. Затем семенящим шагом выходят девушки, и юноши приглашают их на танец. 

Вторя фигура. Девушки и юноши в «вальсовом положении» исполняют некоторые движения.

Третья фигура. Девушки и юноши выполняют до-за-до. Затем все прощаются, танец заканчивается.

«Плетень». Это особый девичий хоровод. Девушки становятся в ряд и все переплетаются в виде плетня, этим движением они выражали чистую и крепкую дружбу. Затем две девушки поднимали руки вверх, образовывая «ворота», остальные участницы танца проходили в них. Это означало расстройство дружбы.

Бытует мнение, что танец-игра «плетень» пришла к нам из Греции. Там девушки, певшие хором при Богослужении,выполняли похожие движения, переплетали руки в знак дружбы и добра (злые не могут стоять рядом и держаться за руки). Но никак х доказательств о том, что «плетень» пришла к ним из Греции нет. У них есть похожие движения, но именно игры «плетень» никогда не существовало.

«Плетень» танцевали в конце 16 века. Это определили по слогу песни, так как в ней есть слово «сахарный», а сахар вошёл во всеобщее употребление примерно в это время. 

Вот и слова песни

Заплетися, плетень, заплетися!

Ты завейся, труба золотая,

Завернися, камка кружчатая.

Из-за гор девица утей выгоняла.

Тиги! Утушка, домой,

Тиги! Серая, домой.

 Я сама гуськом,

 Я сама сериньким.

Ой свет, сера утица!

 Потопила малых детушек:

Во меду, во патоке,

И в ястве сахарном.

Я дам старикам Киселя с молоком; Красным молодкам Шелковую плетку; А нашим девицам Белил и румян.

Расплетайся, плетень, расплетайся!

Ты развейся, труба золотая,

Ты развернися, камка кружчатая!

 Из-за гор девица утей выгоняла:

 Тиги! Утушка, домой.

Тиги! Серая, домой!

Я сама гуськом,

Сама сереньким.

Ой свет, сера утица!

Вынимала малых детушек

Из меду, из патоки,

Из яств сахарных.

Расплетясь, расходятся в разные стороны и оканчивают припевом:

Тиги! наша молодость,

 Тиги! девичья краса.

Последний припев немного грустный. В нем говориться о пролетающей молодости и быстро увядающей красоте. 

Танцы,как правило, были в праздничные дни, следовательно у жителей был особый наряд по этому поводу.

Женский праздничный костюм состоял из трёх основных элементов: рубаха, понёва(распашная юбка) и завеса. Также присутствовал головной убор и украшения, особенно любили позатыльник. 

Мужской костюм состоял из рубахи и брюк

-2