Найти тему

Когда пора?

Оглавление
— Выдыхай. — говорит мне подруга.

«Шутит» — думаю я, молчу и широко улыбаюсь.

— Выдыхай. — настойчиво повторяет она, и я понимаю, что до тех пор, пока Алина не услышит в трубке шелест выдыхаемого мною воздуха, она не успокоится.

Выдыхаю, мысленно удивляясь: «Зачем я это делаю?».

А она продолжает голосом, будто я на грани истерики:
— Школа – это не страшно.

Так... Теперь мне понятно в чём дело.

Фотография из личного архива автора
Фотография из личного архива автора

Похоже, мои вдохновенные размышления о том, как здорово было бы решиться пойти путём альтернативного образования и как грустно не решиться на это (есть такая вероятность), настолько эмоциональные, что выглядят довольно туманно и не так однозначно, как полагала я.

Узнав о том, что кроме обычного, знакомого мне, школьного образования есть альтернатива (и я говорю не о домашнем образовании, на которое переходят вынужденно, имея проблемы со здоровьем) я заинтересовалась этой темой. И чем больше я узнаю, тем больше воодушевляюсь.

«Боюсь ли я школы?» — задала сама себе я вопрос, оставшись наедине со своими мыслями.

Задумалась, прощупывая собственные ощущения, и начала примерять разные варианты развития событий на себя, словно наряды. Если пойти знакомым всем, в большинстве своём, путём — что я чувствую? А если отказаться?

Первое: Учитель

Уверена, существуют педагоги, для которых работа в радость. Это их путь, смысл и сила. Но сколько таких педагогов знаю лично я? Много ли их? Совсем нет. К моему великому сожалению их мало!

Какова вероятность того, что моему ребёнку встретится именно такой Педагог? Тот, кого ещё не опустошила бумажная работа (вот о ней, кстати, я очень много слышала). Тот, кто работая в такой непростой области (взаимодействие с людьми — эмоционально сложная деятельность, с этим трудно поспорить), не выгорел.

А может быть школа — это как раз тот момент, когда следует начать запускать сепарацию (процесс психологического отделения ребёнка от родителя)? Быть может стоит смотреть на школу, как на начало самостоятельной жизни ребёнка, где он уже может (и готов) начать получать свой собственный жизненный опыт? А опыт будет самый разнообразный, несомненно.

Так ли уж моему ребёнку необходимо взаимодействовать с не всегда психологически зрелыми взрослыми? Все мы знаем случаи, когда учитель ведёт себя неуместно, например, проваливаясь в собственные детские травмы (которые, безусловно, есть у всех — это нормально, вопрос в том, что делает с этим человек), начинает обижать, давить, манипулировать, закладывая, кстати (это важно!), определённые модели поведения у детей. Кому-то комплексы, кому-то неуверенность в себе, кому-то определение «Отличник/Хорошист/Двоечник» (нужное подчеркнуть).

Второе: Эмоции

Я невольно задумалась о родительстве в целом. Какова главная функция родителя? Как минимум, быть опорой для ребёнка (я осознанно не беру во внимание еду, одежду, крышу над головой — это основа), давая возможность проживать свои эмоции и чувства, понимать их, чтобы позже делать это уже самостоятельно.

Простой пример: ребёнок кричит «Я не люблю тебя! Уходи!». Он расстроен, зол, обижен... Конечно, ребёнок не перестал любить маму/папу, просто он ещё не знает названия своим чувствам! Не понимает, что с ним происходит. Не находит им другого названия. И очень важно в этот момент помочь ребёнку разобраться с этим,а не бросить в ответ обиженное «Ну и не люби! Я тоже тогда тебя любить не буду!», оставив чадо наедине с этой непостижимой для него бурей эмоций.

Третье: Социализация

Я часто слышу об этом. Особенно там, где говорят и пишут о семейном и любом другом альтернативном школьному образовании. «А как же социализация?!» — спрашивают те, кто думает будто в школе, сидя за партами, нередко присутствуя лишь физически, а мысленно улетая прочь со скучного урока, дети социализируются. Когда? На перемене между уроками? Во время обеда?

Да и что такое социализация? Это умение быть в обществе, взаимодействовать с людьми, понимать социальные нормы и правила. Думаю, первичнее всё-таки понимание себя, как основа самостоятельности и,конечно, социализации. А что касается общения с людьми и прочего — неужели кто-то всерьёз думает, что дети, которые обучаются не в школе (дома/дистанционно/объединяясь с другими семьями), живут взаперти? Я так не думаю.

На данный момент я вижу вопрос социализации легко решаемым: свободное время, позволяющее больше гулять, играть, знакомиться с ребятами, а также посещение кружков.

Четвёртое: Можно говорить об этом веки вечные

Главное, я поняла — школы не боюсь! Не хочу — это да, не вижу необходимости в таком жизненном опыте для своего ребёнка — да, но, совершенно точно, не боюсь.

На мой взгляд, школа, как и детский сад, это вынужденная мера, когда родители пропадают на работе, не имея другой возможности (или выбирая жить так). Я ещё помню это щемящее в груди чувство, когда учитывать желание дочери остаться дома, вместо детского сада, я просто не могла.

Нужны деньги на еду и аренду жилья, а единственный источник дохода — работа по найму. И ещё кое-что… Это неприятное ощущение, будто я себе не принадлежу, занимаюсь вещами, лишенными всякого смысла, делаю вклад в чужое дело ради временного эффекта — выжить этот месяц. И так по кругу.

Школа — это вынужденная мера. И если не получается иначе (это не так просто, надо где-то на что-то жить), то не вижу смысла впадать в уныние. Я верю, что всё всегда происходит именно так и тогда, как и когда должно быть. Каждый проживает свой, необходимый ему, опыт. Я знаю, чего хочу для своего ребёнка и делаю то, что в моих силах.

Будет ли это школа или альтернативное школе образование — поживём увидим. Но как же прекрасно думать о том, что можно учиться в радости, сохраняя детскую любознательность, непосредственность и свободу!

#альтернативноеобразование #анскулинг #семейноеобразование #скоровшколу