Стихотворение «Чулочки» всплывает в интернете ежегодно. Оно звучит в детских (и не только) конкурсах чтецов, на школьных утренниках, в театральных постановках, заполняет собой пространство видеохостингов и социальных сетей, и, даже, рекомендуется преподавателям литературы для использования во внеклассной работе с детьми.
Вокруг него возникают горячи споры как об авторстве, так и поэтической ценности. Причем оценки пользователей глобальной сети о последней разнятся от «лучшего стихотворения о войне» до «чёрного гламура».
Судя по интернет-публикациям авторов у этого стихотворения как минимум пять. Наиболее распространёнными версиями авторства стихотворения безусловно являются Муса Джалиль и Эдуард Асадов, также авторами стихотворения пользователи интернета называют Александра Твардовского, Константина Симонова и, даже, Расула Гамзатова.
Первым стихотворением, поступившим в 2022 году для участия в международной историко-литературной акции «Бессмертный полк русской поэзии», стало стихотворение «Чулочки». В заявке значилось, что автором этого стихотворения является Муса Джалиль.
И действительно, именно этому знаменитому татарскому поэту, казнённому на гильотине, в 1944 году, в застенках тюрьмы «Моабит» в Берлине, всемирная паутина чаще всего приписывает авторство стихотворения. Впрочем, здесь вопрос об авторстве решается достаточно просто. Весь военный цикл Мусы Джалиля вошел в сборник произведений под названием «Моабитская тетрадь», изданный как на татарском языке, так и в переводе на русский язык. Там никаких «Чулочков», разумеется, нет.
В 2020 году Псковское региональное отделение Союза писателей России обратилось с официальным письмом в музей-квартиру Мусы Джалиля в Казани и получило официальный ответ Назиры Газизовны Фаттаховой - заведующей Музеем-квартирой Мусы Джалиля (Казань), выдержки из которого я привожу ниже:
Автором стихотворения «Чулочки» точно не является Муса Джалиль. …К большому сожалению, в всемирную паутину пошла неверная информация… Очень созвучно со стихотворением Мусы Джалиля «Варварство», видимо поэтому пошла такая информация…
Также в сети интернет есть видеообращение Чулпан Залиловой, дочери Мусы Джалиля, где она говорит, что её отец не писал стихотворение «Чулочки».
Следующий автор, которому достаточно часто приписывают «Чулочки» (они же «Их расстреляли на рассвете…») - это знаменитый советский поэт, потерявший зрение в боях за Севастополь, Эдуард Асадов. На первый взгляд стиль стихотворения действительно несколько похож на перо Асадова, умевшего затронуть те, самые тонкие нити человеческой души, которые вызывают сострадание и слёзы. Эту ошибку допустили и мы при проведении акции «Бессмертный полк русской поэзии» в 2020 году, где неоднократно опубликовали видеоролики, в которых читается «Их расстреляли на рассвете…» под авторством Асадова.
Однако попробуем разобраться. Неоспоримым доказательством авторства произведения является прижизненная публикация произведения, либо авторская рукопись (причём во втором случае порой бывают и подделки). Эдуард Асадов массово публиковался в шестидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. Из-под его пера вышло 47 (!) книг стихов. В книгах, оглавление которых были изучено автором этой статьи такого стихотворения нет. Не нашли «Чулочки» в книгах Эдуарда Асадова и сотрудники Российской Государственной библиотеки[1].
Разумеется, нет никаких «Чулочков» ни у Расула Гамзатова, ни у Константина Симонова, ни у Александра Твардовского творчество которых многократно изучено. Зато у Твардовского, в диптихе «Возмездие»[2], есть такие строки:
Проси у тех, кому велел
Самим копать могилу,
Проси у тех, кого раздел
В предсмертный час постылый.
Проси у девочки у той,
Что, в дула ружей глядя,
Спросила с детской простотой:
- Чулочки тоже, дядя? -
У той, худое тельце чьё
У края рва поставил.
Проси пощады у неё,
А мы щадить не вправе.
Как видим, в стихотворении и казнь мирного населения, и край рва, и маленькая наивная девочка, и… «Чулочки тоже, дядя…». Всё то, что позже легло в основу стихотворения «Чулочки».
В начале этого материала я не упомянул ещё одного поэта, которого интернет также причисляет к авторам «Чулочков» - это самарская поэтесса, ребёнком бывшая узником фашистских лагерей, Людмила Голодяевская. Но, опять же, прямое подтверждение авторства Л. Голодяевской отсутствует.
В материалах, опубликованных в сети, упоминается, что она читала это стихотворение на встречах с детьми. Однако, как следует из того же интернета, в сборниках Л. Голодяевской этого стихотворения нет. Возможно точку в этом вопросе могла бы поставить администрация школы № 38 города Самары, с которой многие годы сотрудничала Людмила Голодяевская, и в которой, очевидно, имеется самое полное собрание сочинений поэтессы. Но к сожалению наше письмо, направленное в адрес этой школы, осталось без ответа.
Подводя итог написанному можно смело утверждать, что у стихотворения «Чулочки» нет документально установленного автора. Многочисленные разночтения стихотворения наводят на мысль, что, однажды появившись в глобальной сети, стихотворение многократно переписывалось самими пользователями сети.
Возможно его уже стоит считать народным?
----------------------------------------
[1] https://libanswers.rsl.ru/faq/248678
[2] А. Твадовский, «Стихотворения и поэмы», М. Молодая Гвардия, 1954 г., стр. 193