Найти тему
Красные маки

ДЕТСКАЯ ПСИХИКА И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УДМУРТИИ

Детская психика после рождения ребенка формируется постепенно, превращаясь со временем в отлаженную систему связей—эмоциональных и вербальных. Соответственно, насколько успешным будет для ребенка формирование этой системы будет зависеть от нескольких факторов:
а) генетические возможности организма, которые начинают работать уже с начала формирования нервно-мышечной ткани у зародыша;
б) хорошее протекание беременности без инфекций и других сбоев, происходящих в организме матери;
в) питание детей на территориях России, где почти на 50-70% существует дефицит микроэлементов в местных продуктах.

Казалось бы, все самые классические причины развития детской психики знают все, тем не менее, из-за отсутствия минимальной грамотности у молодых родителей, сразу после становления ребенка на ноги, как снежный ком нарастают проблемы формирования устойчивой психики ребенка. И на территории Удмуртии от генетики ребенка, а после рождения ребенка — от дефицитов микроэлементов в питании, будет зависеть дальнейшее развитие детей. В итоге, в научных описаниях и рекомендациях медицинских работников встречаются одни и те же классические причины нарастающих проблем и формирующихся болезней, но молодым родителям, а особенно, бабушкам и дедушкам, трудно в быту и реальных ситуациях правильно оценить психику ребенка. А отсутствие любого опыта в данном вопросе делает разрешение ситуаций еще сложнее. Попробуем разобрать конкретные примеры из жизни и показать родителям реальные способы предупреждения негативных последствий.

Что желательно сделать родителям, начиная с трехлетнего возраста ребенка? Обычно ситуация складывается так, что сами молодые родители еще не успели «нарастить» свою систему вербальных связей (логического мышления), в большинстве своем работает эмоциональное оценивание ситуаций. И как только ребенок становится на ноги, нужно постараться грамотно и не спеша формировать самим родителям свою вербальную систему— то есть, узнаем какие-то факты из науки и медицины, но сразу стараемся оценивать все ситуации в поведении и становлении психики ребенка. Как правильно начать этот процесс? Пошаговое наблюдение за ребенком начинаем так:

— сразу оцените для себя возможности генотипа ребенка— сравните свое здоровье, территорию России, где Вы родились и жили Ваши родственники, и сделайте предварительные выводы. Например, у Вас в детстве и молодости мало или много было инфекционных заболеваний, кто-то из родственников и Вы сами слишком эмоциональны, какие способности и трудности были в обучении, как воспринимали физкультуру, спорт и подвижные игры;

— далее смотрим и сравниваем с предыдущим пунктом время рождения ребенка— обычно дети, рожденные зимой и весной имеют лучший иммунитет и меньшую эмоциональность, а рожденные летом и осенью— наоборот, легче заболевают и более эмоциональны в общении;

— определяем и сравниваем генотип ребенка (его возможности) и условия, в которых сейчас Вы проживаете, где большее время проводит ребенок— в течение суток понаблюдайте активность ребенка— когда он легче просыпается, на какое время у него сохраняется всплеск активности (30мин, 1 час, 2 часа), и как часто повторяются пики активности в течение суток.

После начальных шагов такой оценки, начинаем сразу, практически с рождения ребенка и вместе с ним формировать самые необходимые привычки, которые нужны именно для формирования психики ребенка. Чаще всего родители в суете забывают об этом важном факте, а когда негативные последствия уже начинают себя проявлять, то «хватаются» за голову. Поэтому разбираем все пункты и развитие ребенка начинаем именно с них.

1) Суточную активность ребенка включаем для себя как «механизм» к действию, стараясь не отступать от часовых ритмов. Просыпание с 6-8 часов, а вечернее засыпание уже в 21.30. Для того, чтобы такое расписание сохранялось, необходимо соблюдать активность ребенка днем и особенно на свежем воздухе (вне помещений), но помнить о том, чтобы дневной сон (особенно в душных комнатах) не был долгим, максимум— 1 час, а после 5 лет можно полностью исключить дневной сон из графика суточной активности для лучшего вечернего засыпания ребенка. Также важное правило— после просыпания сделайте два-четыре упражнения вместе с ребенком на растяжку мышц— руки сложить и тянуть вверх, затем вниз до пола, растянуть ноги (шпагат), руки за голову и поворачиваться назад (скручивания спины). Так ребенок лучше «встряхнется» с утра, запуская активное кровообращение.

2) Сразу начинать формировать у ребенка правильную последовательность приемы пищи, сохраняя в нем природные инстинкты, а не навязанные человеческим сознанием «удобные» штампы пищевого поведения:

— утром после просыпания выпить сырой (некипяченой) воды, после 4 лет можно какао со сливками, молоком;

— давать фрукты по сезону уже с утра, если успеваете по времени, т.к. фрукты через 30 мин. уже начинают всасываться в кишечнике ребенка, пополнят запасы структурированной жидкости, калия, антиоксидантов и нежной клетчаткой. Только через 30 мин. после приема фруктов (можно позднее) начинать завтрак. Если фрукты дают детям сразу после основной еды или через короткий промежуток времени (менее 3 часов), они не могут попасть в тонкий кишечник быстро и не усваиваются, вызывая еще расстройство всей работы ЖКТ;

— постарайтесь приучить ребенка с утра (с 6-8ч.) сходить в туалет, поскольку суточная активность кишечника работает в это время. И старайтесь сохранить привычку, чтобы освобождение кишечника было утром, перед началом учебы, работы.

3) Любой завтрак, обед начинать с употребления сырых овощей или листовой зелени— огурцы, перец болгарский, листья салата, пекинской капусты, помидоры, или легких салатов из тертой моркови, цветной капусты или брокколи. Только после овощей— давать вареную еду. Жевание своими зубами сырой клетчатки помогает выделять ферменты в полости рта, продлевает процесс контакта с пищей и работу рецепторов. Таким образом, человек насыщается быстрее и надолго, чем если он быстро проглотит что-то вареное, которое еще теряет при длительной и неправильной обработке самые полезные микроэлементы;

4) Стараться самую «тяжелую» еду— которая переваривается 2-3 часа (каши, мясо, рыбу) давать в первой половине дня, а уже после дневного сна формировать легкий полдник и легкий ужин или вечернее чаепитие. Но здесь также из-за неграмотности родителей допускается много ошибок, а они, в свою очередь будут влиять на формирование психики ребенка— его настроение и уровень активности. Что лучше использовать на полдник? Для детей от 3 до 12 лет это сок по возможностям и по сезону— яблочный (летом, осенью) и апельсиновый (зимой весной), они сразу пополнят дневной запас витамина С (аскорбиновой кислоты) в организме.
Также— если есть возможность—свежую сыворотку с медом, домашний квас, чайный гриб (колония микроорганизмов в банке). Кисломолочные напитки на полдник стараться давать не часто и без содержания избыточного сахара— кефир, йогурт, ацидофильная паста, пудинг, вместе с ними несколько вымытых сухофруктов (курага, финики, изюм) или бананы, в весенне-летние сезоны творог с небольшим добавлением меда и сухофруктов, смешанный с жирной сметаной. В течение недели 1-2 раза (например, в выходные) на полдник давать ребенку горсть орехов—поджаренный арахис, кешью, фундук, тыквенные семечки.

Не забывайте важное правило питания— завтрак и обед начинать с сырых овощей, второе блюдо должно быть только одно— или углеводное (каша, картофель, выпечка с начинкой) или белковое (мясо, рыба, яйца, творожная запеканка). Никогда не давать после сока или кисломолочных напитков— пироги, печенье, если ребенок не наелся с утра— еще раз предложите ему обед ( но не полдник, после которого он хочет есть).

5) Еще одна необходимая грамотная привычка для ребенка— время чаепитий, которое родители очень часто смешивают с принятием основного приема пищи, а пищеварение ребенка и взрослого начинает воспринимать это как полноценный обед, во время которого организм не получил нужных веществ, сразу начинает повышать аппетит или, наоборот, его сбивает в течение суток, и к вечеру голодный организм не может заснуть и успокоиться. Поэтому сразу сформируйте привычку вместе с ребенком— если Вы съели необходимый завтрак, обед, полдник, только после них можно организовать легкое вечернее чаепитие, когда все уже сыты, а вечер продолжается. Что желательно использовать для чаепития? Сам чай всегда лучше использовать зеленый ( зимнее-весенний период), а летом заваривать в кастрюле травяные смеси— мята, листья черной смородины, малины, мелисса). Стараться не смешивать «тяжелые и бесполезные» углеводные кондитерские изделия с чаем, лучше использовать—заварные пирожные с белковым кремом (1раз/неделю), сухофрукты (курага, финики, инжир, кизил, изюм), варенье домашнее, повидло, шоколад (в праздники и выходные), мед, творожные сырки (1р/нед.), зефир классический (из яблочного пекина), халву тахинную, цукаты ( в праздники). Никогда не давайте ребенку и сами не употребляйте кондитерские изделия без чая и в перерывах между приемами пищи— главное правило— только с чаем и только при вечернем чаепитии.

Распределяя таким образом поступление пищи в течение суток и грамотно подбирая состав, мы уже на 50% снижаем вероятность возникновения проблем с психикой ребенка и формируем у него устойчивые привычки, которые и будут определять в дальнейшем его поведение. Если пища грамотно подобрана и правильно усваивается, будет заметно устойчивое ровное поведение ребенка и отсутствие критических ситуаций. Поскольку в раннем возрасте нехватка определенных микроэлементов сразу отражается на формировании психики и поведении, особенно на территориях с их дефицитом, например, в Удмуртии. Далее разберем реальные ситуации поведения детей и подростков для выявления дефицита в питании и корректировке привычек.

С уважением, Александрова Елена Фаритовна (биолог, эколог, общественный деятель), электронная почта krasn-mak@mail.ru, тел.89658412860, проведение индивидуальных консультаций по диетологии и ЗОЖ —удаленно через эл.почту и личные встречи по договоренности в г.Ижевск. Стоимость консультации от 500 до 1000р.