Найти тему
КСЮША ПИШЕТ

Как составить резюме правильно и получить приглашение на собеседование? 7 вещей, о которых нужно помнить

Тема как правильно составить резюме актуальна не только тем, кто работает оффлайн, но и тем кто работает онлайн, потому что и копирайтеры, и smm-щики, и таргетологи это давно уже полноценные профессии.

Принципиального отличия в поиске работы оффлайн или онлайн я не вижу, на мой взгляд ситуация одинакова в обеих сферах.

Рынок инфобизнеса в последнее время растет семимильными шагами, онлайн-школ появляется огромное количество. Этим бизнесам нужно развиваться, чтобы зарабатывать все больше и больше, и, как следствие, они нанимают персонал. И, по сути, это те же самые вакансии, какие уже есть в оффлайн-сегменте: менеджер по продажам, контент-менеджер, продюсер. Такие предложения уже сейчас висят на любом работном сайте.

Если несколько лет назад фрилансеры искали работу другими способами, то сейчас первым делом идут на специализированные сайты по поиску работы. На втором месте находятся Telegram-каналы с вакансиями и блогеры, которые обучают новых smm-специалистов и имеют собственную базу работодателей. Самостоятельные соискатели также могут разместить свою анкету на сайтах по поиску фриланс-заказов типа Profi.ru, YouDo, Яндекс.Услуги и т.п.

Но на любом из этих ресурсов людям, которые будут нанимать вас на работу или заказывать ваши услуги, необходимы либо ваше полное резюме, либо резюме-визитка - так называемое краткое резюме.

Начнем с традиционного резюме, потому что, если мы говорим про поиск работы онлайн на full-time, то чаще всего работодатель хочет видеть именно его.

Правила составления классического резюме:

1. Резюме должно быть грамотным: никаких орфографических и грамматических ошибок. Казалось бы, сейчас у нас есть Т9 и автозамена, различные словари и подчеркивание красным, но ошибки по-прежнему встречаются. Поэтому, после того как вы написали резюме, дайте его почитать кому-то из близких, чтобы вам подсказали, что можно поправить.

2. Резюме должно быть кратким, но емким. Не нужно писать реферат листов на 10, в который вы впихнете всю свою биографию, начиная с подготовительной группы детского сада. У рекрутера есть всего несколько секунд на то, чтобы определиться: оставить ваше резюме или удалить. Также оно должно быть целевым: следует по максимуму включить в него информацию, которую хочет увидеть рекрутер. Расписывать ваш опыт подробнее и многограннее смысла нет.

Пишите, используя именно те слова, которые есть в вакансии. Не нужно писать заумно, не нужно добавлять от себя каких-то терминов или, наоборот, упрощать. Чтобы вам было проще, посмотрите глазами рекрутера: у него огромный поток входящих резюме от кандидатов либо он их ищет сам в огромном инфополе. Поэтому он хочет увидеть ровно то, что написал в вакансии. Это максимально упростит вам поиск друг друга.

Никто не запрещает вам подготовить несколько резюме и откликаться на разные объявления. Чтобы это было проще сделать, составьте стандартный костяк резюме, который будете редактировать под каждую вакансию.

Для этого выберите две-три вакансии, которые вызывают у вас реакцию “Вау! Я туда хочу!”. Это будет своеобразный маяк для вас, на который вы будете ориентироваться. И составляя резюме, собирайте микс из тех требований и обязанностей, которые указывает работодатель в вакансиях вашей мечты. Описывайте свой опыт теми же словами и фразами, тем же текстом. И откликайтесь.

Одного универсального резюме быть не может. Есть люди, которые пишут одно резюме, чтоб откликнуться на бухгалтера, администратора, продажника и т.п. Это ошибка. Для каждой должности должно быть свое резюме, но основа у него может быть одна.

Важно: описывая ваш опыт в самом резюме или в сопроводительном письме к нему, выносите первой строчкой то, что было указано в требованиях работодателя. Даже если это было не основной обязанностью на прошлой работе, даже если проект, на который вы ссылаетесь, был не очень большим или был давно.

Это нужно для того, чтобы зацепить глаз рекрутера. Мы живем в таком мире, когда поток информации огромный, а наш мозг так устроен, что он пытается отсеять лишнее. Поэтому наша задача - захватить внимание на себя любым способом.

Например, вы претендуете на должность smm-щика, а до этого работали инженером, продажником, учителем и т.п. Не нужно указывать в резюме все то, что вы умеете, следует оставить только опыт и образование, которые соответствуют требованиям и будущим обязанностям. Например, это может быть свободное владение Excel и Google-таблицами, умение выстраивать методику обучения и т.п. Так вы сможете выделиться среди других соискателей, у которых “есть опыт в SMM”.

3. Достижения и цифры, реализованные проекты. Это боль всех рекрутеров, потому что, если не описаны реальные кейсы и реальные проекты, то все резюме на одно лицо, а все соискатели - ответственные, коммуникабельные и целеустремленные.

Чем можно выделиться, если у всех smm-щиков примерно одинаковый функционал и, как следствие, рекрутеру поступают одинаковые резюме?

Своими личными достижениями и тем, что именно вы РЕАЛИЗОВАЛИ и СДЕЛАЛИ. То есть это должна быть не рутина, которой вы занимались изо дня в день, а отчет: какой проект довели до конца. Конечно, может быть, что ничего такого не было, ваша работа представляла собой нескончаемый процесс, и каждый день вы занимались текучкой. Например, работая администратором или секретарем, вы отвечали на звонки, выполняли мелкие поручения руководителя и т.п. Но даже в процессной работе могут быть достижения. Например, вы как координатор систематизировали весь документооборот и привели в порядок архив, чем до вас в этой фирме не занимался ни один сотрудник. Хотя, казалось бы, просто сидите и делаете одно и то же каждый день.

У каждого человека на каждой должности можно найти достижения, но часто люди об этом не задумываются. Особенно когда они очень долго работают на одном месте, им кажется, что “ничего я такого и не делаю”.

Список достижений нужно подготовить заранее, так как рекрутеру на собеседовании, скорее всего, будет некогда доставать из вас эту информацию. Все-таки помните, что ваше трудоустройство это в первую очередь ваша задача.

Если у вас есть возможность, обратитесь к карьерному консультанту (такую услугу можно получить и бесплатно), чтобы заранее подготовить список, в чем вы уникальны. Как правило, у рекрутера на собеседовании ограниченное количество времени. Он задает вопросы, а вы либо отвечаете, либо нет. А консультант помогает вам вспомнить, осознать и сформулировать ваши достижения. И для тех, кто работает на процессных позициях, помощь консультанта будет реально полезна. Он поможет оценить реализованные проекты и сформулировать достижения, а это способствует уверенности в себе как в специалисте.

4. Одно наименование желаемой должности или одно направление деятельности, если должности сходные. Например, менеджер по продажам может назвать себя и менеджер по развитию клиентов, и менеджер по ключевым клиентам, но, по сути, это одно направление. В то же время не должно быть такого, когда вы сочетаете в одном резюме специальности из разных сфер “я и швец, и жнец, и на дуде игрец”.

Грубейшая ошибка при составлении резюме – отсутствие цели и понимания, что вы ищете. Вы либо вообще не пишете, на какую должность вы претендуете, либо указываете несколько совершенно разных должностей, не связанных между собой по смыслу, сфере деятельности и проч.

5. Адекватное фото. Конечно, если вы претендуете на вакансию фотомодели или модели видеочата, вы можете выложить и фото в купальнике. Если вы дизайнер в геймдеве, вам допустимо быть с зелеными волосами. Но если вы откликаетесь на должность администратора или секретаря на ресепшене, то, конечно, такого быть не должно.

6. ОБЯЗАТЕЛЬНО оставляйте контакты для связи. Есть люди, которые этого не делают, и это тоже боль для рекрутера. Непонятно: претендент забывает их оставлять или боится за свою информационную безопасность? Разумеется, адрес электронной почты или аккаунта также должен характеризовать вас как серьезного человека (то есть никаких seхуlady1988).

7. И на десерт: что интересного о себе вы можете рассказать.

В целом люди уже усвоили какие-то строго профессиональные вещи, о которых можно написать в резюме, и многие справляются с этим самостоятельно. Могут рассказать про свои обязанности на прошлой работе, примерно понимают, как могут выглядеть их достижения. Проще всего это удается “результатникам”. “Процессникам” – чуть сложнее.

Но есть такой раздел в резюме, о котором обычно забывают или намеренно его избегают – “Обо мне”. Хотя это отличная возможность проявить себя как индивидуальность, а не быть как все: ответственным, целеустремленным и коммуникабельным.

Раздел “Обо мне” - это способ полнее рассказать о своей уникальности и о своем пути. Польза его в том, что, когда рекрутер с ним ознакомится, он как будто бы поговорит с вами вживую, услышит вас.

Если вам сложно написать о себе в этом разделе, поговорите с кем-то из близких, расскажите, какой вы в работе, как вы себя проявляете, какую работу для себя хотите. Если стесняетесь - просто представьте такой диалог у себя в голове, а готовый рассказ запишите.

Это своеобразная вишенка на торте вашего резюме. Обычно люди пишут в этом разделе: русский свободно, опытный пользователь ПК, знание программ SAP, 1С. Но это было актуально лет 20 назад, а не сейчас, когда у каждого первого в руке смартфон.

Выделитесь и напишите историю о себе, и, когда рекрутер ее прочтет и проникнется, он увидит в вас живого человека, с которым интересно встретиться и интересно поговорить, а не очередную безликую анкету с перечислением трудовых обязанностей. А это цепляет.

Итак, хорошее резюме должно быть:

· грамотно написанным;

· кратким, но емким;

· с указанием релевантного опыта;

· желательно написано теми словами, которые есть в вакансии;

· с указанием достижений, желательно виде кейсов или цифр;

· с адекватными контактами и фото;

· с графой “О себе”.