В какой-то момент был обнаружен и заблокирован тоннель, по которому украинские военные выходили с территорию «Азовстали» для того, чтобы набрать воду из реки. При его блокировке погиб один боец Вооруженных сил Украины, другого ранили.
Тоннель под железнодорожными путями идет вдоль извивающихся труб. Его высота составляет не менее трех метров, ширина позволяет перемещаться без затруднений. Судя по натоптанным тропам, заблокированные всушники давно набирали здесь воду.
Режим тишины с нашей стороны объявлялся неоднократно, не раз открывали гуманитарный коридор, по которому раненые украинские военнослужащие могли бы беспрепятственно выйти, попав в госпитали, где им тут же оказали бы всю необходимую помощь. И вот наконец в понедельник, в три утра - что-то получилось. С «Азовстали» выехали десять автобусов с украинскими военнопленными, которые терпеливо ждали этого много дней.
Раненых пленных отправили на север от Мариуполя, в сторону населенного пункта Еленовка, что располагается неподалеку от Донецка. Украинская сторона рассчитывает их обменять. Раненых - повезли в подконтрольную ДНР больницу Новоазовска.
Между тем, командир «Азова» Денис Прокопенко, в недавнем прошлом студент филолог и футбольный болельщик, а теперь герой Украины записал видео, на котором говорит о «необходимости сберечь жизни» боевиков, признавая этим факт сдачи в плен. Героя ему дали уже в окружении, как это когда-то случилось с Паулюсом, которому Гитлер вручил фельдмаршальский жезл, намекая этим, чтобы живым в плен не сдавался. Но пожилой Паулюс намеков не понял. Посмотрим, что выберет тридцатилетний подполковник Прокопенко.
Ему противостоит с нашей стороны Александр Ходоковский, в отличие от украинского подполковника, профессиональный военный. По его словам, на переговоры вышли в том числе несколько бойцов запрещенного и признанного в России террористическим "Азова". После достижения договоренностей «азовцы» разминировали проход, по которому были выведены раненые.
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько считает, что пока сдалась меньшая часть из заблокированного на «Азовстали» контингента:
- Конечно им сохранят жизнь, вылечат, будут кормить. Но дальнейшая их судьба мне пока представляется неясной. Обменивать их точно не будут, потому, что это - станет победой украинского руководства – они добились того, что азовцы остались в живых, а потом еще вернут их, пусть и путем обмена. Скорее всего их будут судить по ряду обвинений в военных преступлениях за последние восемь лет и дадут им различные сроки заключения…
Но сначала пленных придется допросить. Им напомнят, что сдавшиеся в плен должны назвать себя и ответить на другие вопросы принимающей стороны. Полученная от них информация позволит союзным силам продолжить принимать в плен остальных.
Это непростой выбор для запертых в смертельном котле. Специальная военная операция как раз направлена на то, чтобы уберечь Украину и украинцев от лишних жертв - спасти жизни парней, которым заморочили голову до такой степени, что они безжалостно стреляли из всех видов оружья по мирным жителям. Теперь среди них есть тяжелораненые, им самим нужна помощь. От властей незалежной ее не дождаться. Жизнь и судьба остающихся в «Азовстали» двух тысяч двухсот двадцати шести или семи человек – по сути в их собственных руках, достаточно поднять их вверх.
Но при этом в далеком Киеве надеются вернуть своих недобитков на пока еще подконтрольную территорию, чтобы они - вновь начали разносить в прах украинские города, оставляя после себя выжженную землю, покрытую могилами. Уставшие украинские вояки, выйдя с опостылевшей территории блокированного комбината, хотят провести переговоры. Но разговор может быть только один – безоговорочная капитуляция.