Найти тему
VIDEO\GAMES

Neon Genesis Evangellion (1995)

"You're in the army now!"

Вот вы бы как среагировали, когда вас вызвал родственник, с которым давным-давно не виделись, и потребовал быстро, решительно приехать? Ну ладно, допустим, мало ли чего стряслось — приехали, а вас никто не встречает. Это типа шутка такая? А тем временем из-за леса, из-за гор показался Бельфегор… тьфу ты, блин! Короче, по округе вообще-то нежелательно шарохаться — а то тут что-то дофига военных в машинах здоровенных, собираются ушатать неведомую хреновину высотой так в двадцатиэтажный небоскрёб. Это, знаете ли, даже для Японии, где кайдзю бродят как у себя дома, если верить аниме и киношкам, самую чуточку перебор. Впрочем, додумать мысль всё равно не дали, и наверное стоит нам сейчас познакомиться с главгероем: Синдзи Икари, четырнадцатилетний шкет с явными проблемами в контактировании с окружающими. А вызвонил паренька его батя, особо не распространяясь о целях, это при том что отношения в семейке крайне напряженные… со стороны Синдзи. Отцу, Гендо Икари, в целом не до того — у него под руководством целая мегаконтора NERV, ответственная за борьбу вот как раз с громадными хреновинами, которых почему-то называют ангелами. Сынишка, следовательно, призван тоже поучаствовать в процессе — для сражения с трудноопределяемым врагом используются Огромные Боевые Человекоподобные Роботы под кодовым названием Евангелион, или чтобы проше было — Ева. Пацан как-то не очень-то горит желанием лезть в грёбанного робота, и вообще — думал что батька о нём вспомнил, сейчас обнимашки семейные начнутся — а вот хрен там плавал! Почему-то для управления Евами годятся строго четырнадцатилетние подростки, и Синдзи попросту берут заменой для искалеченной девочки с голубыми волосами. Ну тут, конечно, выбора как-то особо-то и не остаётся — надо забороть лесное страшилище, а там следующее и следующее, и водное, и воздушное, и так пока в последних двух сериях главгерою, его коллегам по безнадёжному делу, и зрителю заодно не устроят часовой сеанс копания в мозгах, дескать, тварь я дрожащая, или право имею?!

Синдзи Икари - главный герой и основной страдалец всей предлагаемой истории, впрочем тут у каждого в шкафу десятка по два скелетов припасено
Синдзи Икари - главный герой и основной страдалец всей предлагаемой истории, впрочем тут у каждого в шкафу десятка по два скелетов припасено

О, да, если закапываться по уши в вопросы, заданные в рамках оригинального сериала 95-96-го года, можно и не вынырнуть вовсе. Тут ещё невероятно развившийся с тех пор интернет подкидывает целую кучу инструментов для интерпретаций и килотонны уже наструганных теорий разной степени упоротости. Но мы сейчас самую чуточку не об этом. А о чём? Ну, например — как так вышло, что анимеха с явными проблемами в финансировании, и жутко клишированной жанровой основой (да те же «Могучие рейнджеры» ей прямая родня, между прочим!) за двадцать семь лет никак не устарела и без всяких там продолжений, объяснений, и перепиливаний? Нет, без них конечно тоже не обошлось впоследствии, но если вот сейчас сесть и навернуть оригинальные двадцать шесть серий — картина сложится вполне себе цельная. Впрочем, можно и через год-другой повторить — ещё чего-то на глаза попадётся, незамеченное при первом просмотре. Это, кстати, главная черта «Евангелиона» — его, так сказать, ресмотребельность, основанная на каком-то феерическом перегрузе подтекстами, подсмыслами и деталями. Если вдруг кто забыл - я сюда даже обзор 2015-го года написания как-то выкладывал (сейчас, конечно же, на него без слёз не взглянешь).

вы не подумайте - Рэй Аянами не бесстыдная развратница, она просто настолько не контактирует с окружающими, что не в курсе некоторых норм приличия
вы не подумайте - Рэй Аянами не бесстыдная развратница, она просто настолько не контактирует с окружающими, что не в курсе некоторых норм приличия

На поверхности тут, конечно же сугубо жанровая тематика мехов (не в смысле соболей с куницами, а в смысле механических роботов сложносочинённой конструкции): тут всё на первый взгляд вообще канонично. Вот пилоты-школотроны, вот угроза с которой можно справиться только невероятной технологической силой, ибо плоть слаба — а вот железки вполне себе тянут. Ну и чисто джаповские заморочки, идущие со времён показательного отлупа ядрёными бомбами — залётную пакость ушатать обычными средствами попросту нереально. Причём, если в первом эпизоде нам ещё показывают что-то смутно антропоморфное в качестве противника, то дальше бороться придётся и с кальмарами, и с геометрическими фигурами, и вообще с какой-нибудь совершенно невидимой дрянью. Тут, конечно, любимая нами, европейцами, строгая классификация монстрятины идёт сугубо лесом — объяснений-то не всегда удаётся добиться, что это вообще было и как оно называлось. Правда, спасибо структуре сериала — он даёт основные вводные, так что в целом и без деталей происходящее в кадре отлично считывается, в отличие от «Акиры», например, где до самого конца не покидают вопросы — что я смотрю, а главное — зачем? Но вот как только начинаешь задаваться вопросом — а куда вообще вся эта история движется, наступает затык, потому что жанр меха тут скорее декоративная пришлёпка, чтобы сериал не было скучно смотреть посторонним. Ибо дальше нас встречает вполне себе человеческая драма.

Аска Сорью Лэнгли - пилот второй Евы, и просто невыносимое самовлюбленное хамло
Аска Сорью Лэнгли - пилот второй Евы, и просто невыносимое самовлюбленное хамло

Причём, знаете ли, в исполнении всех и сразу: страдают тут персонажи поголовно, пусть кто-то и чуть меньше окружающих. Беда вся в том, что у автора затеи, Хидеаки Анно была тяжелейшая депрессия, и вот всё что внутри накопилось — дядька вылил разными порциями в своих действующих лиц. Ну и понятно что взаимоотношения в таких условиях и при таких характерах будут невероятно сложносочиненными. И, опять же, ладно ребятишки — им по четырнадцать, гормоны бурлят, а завихрения в голове порой стреляют вообще в непредсказуемую сторону. Мы ещё об этом тут обязательно поговорим. Но что насчёт вполне себе взрослых персонажей, которых тоже контачит порой как резиновых чебурашек? А если вокруг абзац, вся электроника накрылась, и действовать приходится сугубо дедовскими методами? Вот то-то же! С межчеловеческими срачами тут полный порядок, и если поначалу может показаться, что конфликты возникают уж совсем на ровном месте, чтобы были — нет, стоит подождать пару эпизодов, где покажут, что из себя вообще представляет персонаж. Конечно, совсем индивидуальных эскапад в прошлое тут не сказать чтобы много, но с такими вот уточнениями и добавками понимать поступки героев становится куда проще.

Гендо Икари - отец главного героя, и почти что абсолютно безэмоциональный дядька
Гендо Икари - отец главного героя, и почти что абсолютно безэмоциональный дядька

Ещё интереснее становится, если обратить внимание на ненавязчивое впихивание религиозной (а именно — христианской) символики буквально вот во всё что тут присутствует. Начиная с самого названия — «Евангелие нового столетия», и заканчивая кучей деталей в сеттинге. Только тут сразу надо делать поправку на то, что за работу ответственны азиаты, а значит и трактовка знакомых многим образов и тем будет весьма специфической, вплоть до подрывания жоп особо активно верующих граждан. Я вообще несколько удивлён тому, что под запрет к показу несовершеннолетним попала, например, «Тетрадь смерти» с её довольно нейтральным настроем, а не пропитанный ангстом и сомнительными прочтениями религиозных мотивов, «Евангелион». Да и в целом, тут хватает откровенно мрачных и жёстких моментов, завязанных ещё и на психологии. О, здесь без поллитры и профессионала-мозгоправа вообще делать нехрен. Потому что травм морального толка у действующих лиц целый вагон, как некоторые из них ещё умудряются функционировать и даже своеобразно радоваться жизни — непонятно. Впрочем, генеральное разматывание того, как там и в какой степени у всех протекают беды с башкой — это уже в последних двух сериях, почти на целый час хронометража. Дерганый монтаж, обрывки анимации, куски абстракции и прочего такого. Как так вышло? Ну, у студии Gainax внезапно кончились все деньги, и проект лепили из того что было. Собственно, именно поэтому то и вышел в последствии полноценный «Конец Евангелиона» — а то фанатьё уже грозилось или выпилиться само, или выпилить нерадивых авторов, или совместить оба варианта чтобы никто обиженный не ушёл.

доктор Рицуко Акаге поначалу кажется наиболее уравновешенной во всей организации... ну, это пока мы до её предыстории не добираемся, конечно
доктор Рицуко Акаге поначалу кажется наиболее уравновешенной во всей организации... ну, это пока мы до её предыстории не добираемся, конечно

Есть, конечно, к проекту и определённые вопросы: насколько отстоят по времени друг от друга события некоторых эпизодов? И почему сначала озвучивается одно название серии, а потом другое? Или вот например — что случится с пилотом, когда ему исполнится пятнадцать — на пенсию уйдёт? А что тут случилось с НАТО, если глобальным флотом заведует ООН? Вот не поверю что североатлантический альянс взял и рассыпался сам собой! Что до забавных моментов — пиво в холодильнике Мисато Кацураги вполне себе настоящее, в том плане что марка такая в продаже существует, причём аж с начала двадцатого века. А ещё я не понял, зачем детишки вообще ходят в школу? Там ведь целый класс потенциальных пилотов — ну натаскивали бы их усиленно, заодно и смена была бы время от времени страдающим на голову Синдзи и Аске. Про последнюю, кстати — школотроны-одноклассники довольно точно подмечают, что в пилоты как будто специально набирают одних поехавших. Ну и переходя уже наконец к оценке... 8 из 10 - а вы что думали, я вдруг резко изменил своё мнение?

Мисато Кацураги тут наверное самый приятный персонаж из тех, с кем приходится взаимодействовать главному герою
Мисато Кацураги тут наверное самый приятный персонаж из тех, с кем приходится взаимодействовать главному герою