Найти в Дзене
Коммерсантъ

Как комедия про секретарш чуть не запустила движение Metoo в 1980-е

Оглавление
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

В 1980 году Джейн Фонда выпустила «С девяти до пяти». Незамысловатая комедия, в которой три офисные сотрудницы похищают своего отвратительного босса, держат его взаперти и устанавливают в офисе собственные порядки, вошла в историю феминистского движения. И неудивительно: к работе над фильмом его вдохновительница и главная звезда Джейн Фонда подошла как к военной кампании. Полного поражения противника тогда достичь не удалось. Но в 2019 году Фонда объявила, что начата работа над второй частью истории. Рассказываем, как была придумана первая часть и почему появление сиквела было неизбежно.

Цель

«От женоненавистничества и сексизма на работе не застрахована ни одна женщина. Знакомство с этой группой стало для меня последней каплей. Я поняла, что передо мной готовая история для фильма» — так рассказывала Джейн Фонда о своей первой встрече с организацией «С девяти до пяти». С лидером «9 to 5», политической активисткой Карен Нассбаум, они столкнулись в 1973-м во время антимилитаристского марша в Бостоне, и та привела ее на одно из собраний этой группы, созданной, чтобы оказывать юридическую и психологическую помощь женщинам, которые подверглись харассменту на работе. Фонда слушала рассказы женщин о домогательствах и унижениях на службе, их фантазии о том, как они поквитались бы со своими обидчиками,— и полностью разделяла их бешенство. Суперпривилегированная Фонда (дочь знаменитого актера Генри Фонды и светской дамы Фрэнсис Форд Сеймур, сама оскароносная голливудская звезда) чувствовала себя бесправной в мужском режиссерско-продюсерском мире, как и офисные работницы в мире мелких офисных боссов.

К этому моменту актерская карьера Фонды зашла в типовой голливудский тупик. Прославивший ее трэш-хит Роже Вадима «Барбарелла» (1968) принес ей статус главного американского секс-символа, который голливудские продюсеры хотели эксплуатировать и далее. Ее серьезную работу в «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Поллака (1969) игнорировали, «Оскар» ей дали за роль уличной секс-работницы в «Клюте» Алана Пакулы (1971) — словом, вырваться за рамки заданного однажды образа не удавалось. Предложения ролей были ограничены и ее политической позицией. Фонда, феминистка, симпатизант Коммунистической партии США и одна из первых голливудских звезд, ставших активно выступать против войны во Вьетнаме, оказалась в черном списке «сложных в работе актеров» — то есть тех, чье участие может связать фильм с политическим скандалом.

Познакомившись с «9 to 5», она поняла, как совместить свой политический активизм и кино. Но студия 20th Century Fox была уверена, что фильм про женщин и без единого романа в прокате не соберет ни цента и отказывалась его финансировать, так что Фонде пришлось занять одно из тех мест, которые были твердо закреплены за мужчинами: создать собственную продюсерскую компанию.

Основанная ею IPC Films, по ее замыслу, должна была способствовать большему представительству женщин в Голливуде и заниматься феминистскими проектами. Фильм «С девяти до пяти», названный в честь группы Нассбаум (сама организация будет позже переименована в «Работающих женщин»), был для старта идеальным проектом: о харассменте на рабочем месте в 70-х открыто говорили единицы — создательница фильма рассчитывала дать голос сотням тысяч.

Стратегия

К своему первому проекту Джейн Фонда подошла максимально трезво. Она хотела не только изменить мир, но и добиться коммерческого успеха, так что считала необходимым учитывать существующую конъюнктуру. Именно поэтому был отвергнут первый вариант сценария, который написала Патриция Резник, интеллектуалка и постоянный соавтор Роберта Олтмана,— это была мрачнейшая драма, а Фонда хотела, да, феминистской, но несомненно комедии, и сценарий отдали переписывать режиссеру Колину Хиггинсу, который с поставленной задачей справился.

Читайте лучшие статьи «Коммерсантъ» на kommersant.ru

Выбор исполнительниц был похож на распределение ролей в предвыборной кампании: в качестве героинь фильму были необходимы женщины совершенно разного типа, за каждой из которых стояла бы своя публика (и даже штаты). Одной из них стала Лили Томлин — легенда американского стендапа, писательница, интеллектуалка и лесбиянка,— она приводила за собой поклонников самого популярного в стране комедийного шоу на телевидении Rowan & Martin’s Laugh-In и обожавших ее нью-йоркских интеллектуалов. Второй — кантри-звезда Долли Партон, «С девяти до пяти» стал ее кинодебютом. Партон, к этому времени уже записавшая эпохальный альбом «Coat Of Many Colors», отвечала за публику из консервативных «красных» штатов США. Личные мотивы для участия в проекте у нее тоже имелись: несмотря на то что она уже была состоявшимся музыкантом, в прессе про нее чаще всего писали как про «блондинку с большими сиськами». Ну и сама Фонда — тут все ясно.

Политическая повестка, сложившаяся в Америке к моменту выхода фильма, удивительно соответствовала его проблематике. Во-первых, американская Комиссия по равным возможностям трудоустройства наконец составила четкий свод правил, определявших, что является харассментом на рабочем месте, исходя из которого пострадавшая сторона могла обратиться в суд. А во-вторых, за месяц до выхода «С девяти до пяти» в прокат президентом США стал Рональд Рейган.

Поле боя

Президентская кампания Рейгана была синонимом праволиберального традиционализма. Риторика Рейгана, выступавшего от лица «обычного американца», которому нужны рабочие места, и его программа, сокращавшая участие государства в экономике, автоматически делали женщин, требовавших выплат матерям-одиночкам, увеличения зарплат и развернутой программы против дискриминации на рабочем месте, «социалистами». А с социалистами Рейган будет воевать насмерть.

Медийные капиталы Фонды, Партон и Томлин в этой ситуации были совсем не лишними, и фильм, будучи, строго говоря, жанровым кино о том, как успешно вести бизнес (главные героини, изолировав босса, блестяще справляются с делом, учитывая при этом интересы всех работников), стал ярким феминистским и антирейгановским высказыванием.

Победа

«С девяти до пяти», чей десятимиллионный бюджет 20th Century Fox почти не надеялась отбить, собрал в итоге $100 млн с лишним. Больше в 1980 году заработала только одна картина — вторая часть «Звездных войн» Джорджа Лукаса «Империя наносит ответный удар». Таким образом, Фонде удалось доказать, что «сердитые девчонки» — самая перспективная (сразу после поклонников джедаев) аудитория.

Часть вырученных от фильма средств пошла в фонд тех самых «Работающих женщин». Благодаря этим деньгам «Женщины», в которых на тот момент было уже 10 тыс. участниц, организовали совместный проект с Международным союзом работников сферы услуг (650 тыс. участников) и занялись формированием первого в Америке национального союза для женщин-секретарей, стенографисток, машинисток и других офисных работниц (всего их тогда в США насчитывалось около 20 млн). Их цель была сформулирована очень конкретно: «Работодатели должны понять, что расплата за дискриминацию женщин будет намного выше, чем признание простого факта, что пришло время для равной оплаты труда и профессиональных отношений на рабочем месте». «Работающие женщины» провели 20-тысячный марш в Нью-Йорке — с песней Партон для фильма в качестве гимна (она до сих пор остается одним из главных феминистских хитов).

Поражение

Однако надежды Нассбаум и Фонды на то, что женщины в изменившихся обстоятельствах массово пойдут в суды и начнут публично рассказывать о случаях домогательств на работе, не сбылись. Самым громким случаем к началу 1980-х было дело Кармиты Вуд, бывшей сотрудницы Корнелльского университета, которая в 1975 году уволилась с работы из-за домогательств шефа, пришла со своим делом к «Женщинам». Нассбаум, которая в молодости работала секретарем в Гарварде, прекрасно знала обстановку в американской университетской среде. Благодаря ее связям и под общественным давлением, спровоцированным фильмом, харассмент в университетах на некоторое время оказался в фокусе внимания американской прессы.

Но выбор цели был вынужденным — на крупный бизнес при Рейгане все еще не покушался никто — и оттого не совсем точным.

Громкие публикации о сексуальном харассменте вышли с разницей две недели в The New York Times и в Time в 1983 году, и, хотя приведенные в них цифры были весьма убедительны, желаемого эффекта они не произвели.

Почему не случилось громкого скандала, после которого последовала бы волна признаний, как в случае с Харви Вайнштейном и #metoo, читайте в «КоммерсантЪ-Weekend».

Мария Бессмертная