Привет, друзья! Сегодня у нас карикатуры - и не только карикатуры, но еще и фото из армянской газеты "Анаствац" (Безбожник) 1920-30гг. О, никакого сравнения с рисунками "Крокодила" шестидесятых, они совсем другие и вовсе не такие добрые, как мы с вами привыкли. Еще бы, на дворе двадцатые, борьба с религией только началась.
"Анаствац" не столько высмеивал религию, сколько пропагандировал новую жизнь. В газете публиковали про теорию Дарвина и про технический прогресс. В этом номере про эволюцию нет, зато есть про "красные крестины", которые провели не только для армян. Но обо всем по порядку.
В семье безбожника.
На порог дома зашли священник и богач, надо полагать. Их встречают улыбающиеся хозяева и какой-то человек с журналом "Анаствац". Что на обложке, вы видите. Трудно сказать, это из сын или пропагандист, который просто пришел раньше, но на нем традиционная крестьянская кожаная обувь и фуражка, так что мне трудно судить.
"Если у тебя две рубашки, отдай одну ближнему" (Евангелие от Марка). А здесь "излишек" определяют по желудку.
Богоматерь явно наблюдает за дележом.
В отсталых районах Еревана.
Ловит рыбу в мутной воде.
Проповедь читается в темном помещении, а пионеры маршируют на фоне солнца.
А вот и красные крестины в городе Дилижане. Под крестинами тут понимается наречение имени. В тексте подчеркнуто, что мероприятие было интернациональное.
РОСТКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Организованные в Дилиджане Красные Крестины, которые состоялись на открытом воздухе, без церкви и священника. Одновременному имянаречению были подвергнуты 165 йезидских, курдских, молоканских и армянских детей". На фото: сотрудники консультации. матери, дети и пионервожатые".
Йезиды и курды - национальные меньшинства Армении, относятся к древнейшим народом региона, сохранили своб удивительную культуру, потому и выжили без государства о наших дней. А молокане -это русские религиозные общины, которых выслала еще Екатерина II. Так что, увидите в Армении резные деревянные домики и бородатых мужиков с женщинами, у которых косы до пояса и юбки в пол - не удивляйтесь. Некоторые из них и сегодня отходят от общинной жизни, но в целом деревеньки с названиями Фиолетово, Лермонтово живут по-старинке.
Я думала Троцкий. Но нет - это товарищ Ярославский открывает съезд. Бабушка, похожая на верующую держит в руках наглядное пособие под названием "Против попов". Надпись гласит, что это делегатка второго съезда. Ничего не знаю, что вижу перевожу.
Безбожницы в производстве. Безбожные рабочие-табачницы в часы работы.
Трактористы. Механизация сельского хозяйства - основной удар по религии.
Вот такая газета про безбожную жизнь в 1929 году в Армении.