Руководство США столкнулось с новыми трудностями, на этот раз из-за роста цен на газ на внутреннем рынке. Прежде в Вашингтоне пытались бороться только с высокими ценами на бензин – распечатали стратегические запасы нефти. Но не очень помогло - цена на бензин в стране превысила 4,40 доллара за галлон, это примерно 76 рублей за литр.
А тут еще стоимость другого важнейшего ископаемого топлива, природного газа — также выросла более чем в два раза, побив американский антирекорд более чем десятилетней давности. Получается, что Джо Байден с этим уже сталкивался в должности вице-президента? Сейчас в Америке увеличились цены на все: не только на отопление домов простыми американцами и приготовление еды, но и на производство удобрений, химикатов и электроэнергии. А все это - еще одна «головная боль» для старика Байдена, пишет издание Politico, которое цитируют РИА «Новости».
Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудовпояснил, что когда увеличивается экспорт товара, его соответственно не хватает на внутреннем рынке и на него растет цена:
- Через это уже прошла Австралия. Ведь прежде чем Америка стала мощным поставщиком сжиженного природного газа (СПГ), этим занимались на Зеленом континенте. Там тоже резко нарастили поставки на экспорт СПГ, в результате цены на газ внутри страны - стали бить рекорды. С этим все понятно - экспортная альтернатива, цены на СПГ становятся существенно выше, соответственно растет его стоимость для потребителей на внутреннем рынке.
Потом по такому же пути пошли США. И вот там уже раздаются голоса: «Может нам не так сильно активизировать экспорт?» Ведь внутренним потребителям не очень нравится рост цен на газ. Но пока в Америке утверждаются новые экспортные проекты, они и дальше планируют наращивать поставки за рубеж.
«СП»: Борьба нынешнего американского президента с ростом цен на бензин в США чем-то напоминала… раздачу хлеба римскими императорами. Тут все просто – распечатал стратегические запасы нефти и бензин должен был подешеветь. Хотя не получилось - оптимальный для американцев результат и не достигнут. А с газом - все еще сложнее, ведь стратегических запасов СПГ просто нет?
- У них была надежда на то, что резко вырастет добыча сланцевого газа. Она растет, но не так сильно, как им бы хотелось.
Ведь на американских газодобывающих компаниях - висят большие долги. Они сделали ставку на то, чтобы их погасить. А еще надо платить дивиденды акционерам. Ведь прежде у газодобывающих компаний в плане рентабельности – дела обстояли очень плохо.
Там работала такая схема: компания получает лицензию на добычу сланцевых углеводородов, привлекает инвесторов с внешнего рынка, то есть берет у кого-то деньги в виде кредитов, либо продавая акции на бирже, либо - и то и другое одновременно. Получив деньги - начинает резко бурить, наращивая добычу. Под наращивание добычи, берутся новые кредиты и еще увеличивается бурение.
Но когда цены на углеводороды падали, соответственно резко падала и добыча - потому что денег на инвестиции не оставалось. В результате инвесторы теряли свои вложения, компании разорялись. Далее следовало банкротство, продажи имущества с огромными потерями. В итоге многие инвесторы – как внутренние американские, так и зарубежные – разочаровались в этом бизнесе. Они поняли, что тут не заработаешь, а скорее потеряешь. Соответственно средства на этом рынке стало привлечь все труднее и труднее.
Вот тогда и сделали ставку на то, чтобы инвесторов поощрять. Не бурить скважины непрерывно, а заработал денег, тут же – отдал и кредиты, и дивиденды.
«СП»: Значит добыча сланцевого газа в Америке – довольно рискованный и нервный бизнес? Американские газодобытчики, в отличие от наших, не всемогущи?
- Они нигде не всемогущи. Но что касается Америки, нужно понимать, что там ресурсная база - несколько отчается от нашей. Если в России – имеются большие месторождения традиционного газа, то в США – это газ сланцевый, который нужно постоянно бурить, проводя гидроразрыв пласта. Поэтому себестоимость добычи, в отличие от традиционного природного газа - по определению выше. В этом их проблема.