Лизоньку привезла ко мне на занятия мама, когда она только-только перешла в третий класс. Основная причина была в том, что Лизоньке надо было учиться только "на отлично". По мнению мамы. А по английскому "на отлично" не получалось. Первые два года Лизонька изучала английский по по пособиям Magic Box. В третьем классе дети продолжили заниматься по этим же пособиям, но вот только за ответы на уроке и за письменные работы им стали ставить отметки. И Лизонька вдруг перестала быть отличницей. Этого Лизонькина мама допустить не могла. Ни в коем случае.
Лизонька была единственным и горячо любимым ребёнком в семье. Красивая, хрупкая девочка с длинной русой косой до пояса и огромными карими глазами. С четырёх лет Лизонька занималась художественной гимнастикой. Мама возлагала на Лизоньку большие надежды. Но медалей Лизонька не получала. На последних соревнованиях Лизонька получила миленькую мягкую игрушку. Миленькую, как сама Лизонька. Девочка была счастлива. Мама - расстроена. Поэтому Лизоньку решили забрать из большого спорта и отдать на танцы. Девочку взяли. У неё была прекрасная растяжка, но вот живости не было никакой - "Спящая красавица". Поскольку девочку отдали в серьёзную танцевальную студию, то и тренировки были почти каждый день. По несколько часов. Но английский тоже надо было срочно подтягивать. В идеале надо было помочь Лизоньке научиться писать эти "странные и непонятные" слова, выучить правила по грамматике, научиться их применять, выучить новые слова, уметь читать тексты и диалоги и т. д по списку. И для этого мама Лизоньки нашла в плотном графике дочки ровно один урок для изучения английского языка. По понедельникам в семь вечера.
Девочка была маленькая. Жила в одном конце города, училась - в другом. На танцы ездила в центр города. Иногда мама задерживалась на работе и звонила мне за 20 минут до начала урока, что не успевает привезти Лизоньку вовремя. Просила перенести урок на полчаса или на час: на 20.00. Не люблю я такие переносы. Рассчитываешь в 20.00 уже работу закончить, ан нет, работай до 21.00. Главное, что детей перед сном поцеловать успевала - преимущество работы дома. Ладно, репетиторы - гибкий народ. Они всегда входят в положение детей и родителей. Часто в ущерб себе.
Английский Лизоньке давался плохо. Вот прямо не её это был предмет и всё тут. У меня было такое ощущение, что Лизонька впервые видела эти "английские иероглифы". Я знаю, что каждому человеку надо разное количество времени, чтобы почувствовать иностранный язык. Поэтому ситуация с Лизонькой меня не пугала. Девочка была умненькая и очень хорошая. Она старалась, как могла.
Мама предупредила меня, что Лизонька обычно говорит очень тихо и недоговаривает слова до конца. Вообще. Никакие. Ни по-русски, ни по-английски. Во всех словах не хватало окончания:
- У мен` дел` хоро`.
Особая беда была с глаголами: "придё`, нашё`, знае`, виде`". Догадались, что хотела сказать девочка? Вот, и я не всегда. Эта её особенность очень мешала нам заниматься. Английский и так - сложный язык для произношения на начальном этапе изучения. А тут ещё и окончаний нигде нет.
Я просила Лизоньку договаривать всё до конца. На это уходило очень много времени. Наверное, в школе никто с этим не заморачивался. Тогда мне не понятно было, откуда у Лизы были девятки по языкам. Ну, да ладно.
Иногда после урока Лизина мама просила у меня совета, как правильно учить слова или как правильно готовиться к словарному диктанту. В общем, было понятно, что Лизоньке нужна была помощь в изучении английского языка.
Мы отзанимались очередной учебный год. Последнюю четверть Лизонька училась, как и многие дети, дома. В стране, как и во всем мире, бушевал коронавирус.
Летом Лизонькина мама попросила позаниматься с девочкой больше обычного. Ну, это понятно: надо навёрстывать программу. Мама записала её на июнь на два занятия в неделю. И в первую же неделю Лизоньку никто не привёз. У мамы была срочная командировка в Минск, а папа "такими делами дочери не занимается". Потом опять у мамы Лизы что-то не получалось. И опять были отменены все занятия. Июнь закончился, а у нас с Лизой не состоялось ни одного занятия.
В июле Лиза уезжала к бабушке. Каникулы, ведь, и ребёнку надо отдохнуть. Занятий не было.
В августе мама Лизоньки планировала наверстать упущенное и спросила о возможности проводить 6 уроков в неделю. Для ребёнка начальной школы это много. Но хозяин - барин, как говорится. На первой неделе мы провели 5 занятий. Расскажу, как это было.
Летом вот уже третий год я работаю летом на террасе. С тех пор, как в мире и в стране бушует коронавирус. Летом в нашем регионе от плюс 18 до плюс 34 градусов. Терраса находится на юго-западной стороне, поэтому утром там тень, а после обеда, часов после трёх, солнечно. Поэтому я всегда говорю родителям своих детей (и своим взрослым ученикам тоже) о том, что имеет смысл иметь головной убор, одеваться по погоде и желательно иметь с собой бутылочку воды. На диване при прохладной или ветреной погоде обычно лежит два пледа. Лизонькину маму я тоже об этом предупредила.
Первую несколько дней в том августе было жарко, и после уроков мама Лизы позвонила и сказала, что Лиза перегрелась на солнце.
Потом было ветрено. Лиза сидела при температуре плюс 20 в куртке на сентипоне и с пледом на коленях. Я тоже не люблю холод, поэтому всегда одеваюсь тепло. После этого урока мама Лизы позвонила и сказала, что у Лизы были холодные руки. Значит, она замёрзла.
Я предложила заниматься в помещении. Только при одном условии: в помещении я работаю только в маске. На это Лизина мама не согласилась. "В маске ребёнку не чем дышать", был её ответ. Поэтому она решила продолжить занятия на террасе. При хорошей погоде.
Несколько раз Лизина мама отменяла занятия из-за того, что было жарко. Несколько раз из-за ветра. И, конечно, из-за дождя. 19 августа у Лизы был день рождения. Мама девочки позвонила утром 19 числа и сказала, что вечером к ним придут гости, поэтому уроков опять не будет. Так, до конца августа мы больше и не позанимались.
С сентября нового учебного года Лизина мама хотела продолжить наши занятия. И попросила записать Лизу после 18.00 на какой-то из дней. Не очень хотелось мне продолжать наши занятия. Но ребёнок-то ведь не в чём не виноват.
Лизонькина мама позвонила мне в середине сентября, когда занятия шли уже полным ходом. Я ей предложила, как и в предыдущем году, заниматься по понедельникам в 18.00. Но у Лизы в это время только закачивались танцы. А на 19.00 мама Лизы привозить девочку отказалась: ребёнок был бы очень уставшим после школы и тренировки. Лиза могла заниматься только по четвергам. В четверг свободных мест не было. Но, если честно, мне не хотелось просить кого-то поменяться местами. И мы распрощались на том, что я позвоню, если в четверг вечером освободится место. Место не освободилось. Так закончились наши занятия с маленькой очаровательной принцессой Лизонькой.
P. S. В Беларуси не было дистанционного обучения ни на каком этапе заболеваемости коронавирусом. Занятия онлайн по Skype, Zoom, Viber у учеников начальной школы не пользуются большой популярностью. Одна из причин - дети без помощи родителей не всегда могут устранить неполадки при работе с этими мессенджерами. И вторая причина - многие родители предпочитают живое общение на занятии, если это возможно.
А Вам доводилось обучать "принцев" и "принцесс", уважаемые коллеги?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#репетитор по английскому #ученик #родитель