Найти тему

Человек, запечатлевший дореволюционную Россию в цвете (Сергей Прокудин-Горский)

Сергей Прокудин-Горский (1863-1944) – пионер цветной фотографии, который сохранил для потомков Россию начала прошлого века. Глядя на его цветные фотографии, созданные в начале ХХ века, и не скажешь, что сняты они более 100 лет назад.

Он был не только фотографом, но и учёным-изобретателем, а также просветителем и общественным деятелем.

Происходил Сергей Михайлович Прокудин-Горский из старинного дворянского семейства. После Александровского лицея он поступает в Санкт-Петербургский университет, учился у Дмитрия Ивановича Менделеева. Университет не окончил, так же как и Императорскую Военно-медицинскую академию, в которой тоже успел поучиться.

Человек был разносторонний: среди его интересов и живопись, и музыка. Игру на скрипке пришлось оставить из-за травмы руки в химической лаборатории.

В 1890-м служил Доме призрения трудящихся, позже преобразованный в женское коммерческое училище. Тогда же женился на Анне Лавровой, дочери владельца металлургического завода. В семье родились сыновья, будущие фотографы и помощники отцу в его деле.

Прокудин-Горский занимался химией, был членом химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. Но вскоре увлекся фотографией и в 1898 году вошел в фотографический отдел ИРТО.

В 1901 году Сергей Михайлович открыл собственную фотографическую мастерскую в Петербурге. Но он хочет идти дальше в своём мастерстве – и едет в Германию знакомиться с передовыми технологиями. Год работы под руководством профессора Адольфа Мите, разработавшего собственную камеру для цветной съемки, – и Сергей Михайлович изобретает собственный рецепт эмульсии для лучшей цветопередачи своего времени! В 1903 году он снова в России и печатает открытки и иллюстрации на новейшем оборудовании из Германии, сделанном по его заказу.

А дальше новая идея – отправиться в путешествие по Российской империи, чтобы запечатлеть её в цвете.

-2

Он снимал пейзажи и достопримечательности, известных личностей, метеоритные дожди и солнечные затмения. Это и Курская губерния, и Дагестан, и Черноморское побережье.

-3

В 1905 году его проект — съемки России в цвете и издание фотографий в виде цветных открыток — начал финансировать петербургский Красный Крест. Прокудин-Горский продолжил поездки, снимал Петербург, Киев, Севастополь, Крым, Новороссийск.

-4

Сам император Николай II был впечатлен его работами. Сохранилась документальная хроника, на которой снят показ Прокудина-Горского императорскому семейству цветных фотографий. Николай II, свита и семья сидят в небольшом зале, после каждого показанного кадра раздаются овации, Сергей Михайлович раскланивается, как на сцене. Государь распорядился оплачивать дорожные расходы фотографу, чтобы его экспедиции продолжались. Отснятые материалы предполагалось использовать в школах, чтобы знакомить детей со всеми уголками большой родины.

-5

Начало ХХ века – самый плодотворный период в жизни Прокудина-Горского. Он руководил своей мастерской, работал над фотожурналом, преподавал, участвовал в фотовыставках и научных съездах, выезжал в Европу, где сделал серию цветных фотографий Италии.

В 1908 году Прокудин-Горский работал в Ясной Поляне — снимал 80-летнего Льва Толстого и его усадьбу. Фотографии маститого писателя и пейзажи Тульской области были напечатаны в виде открыток. Это был удачный коммерческий ход: они разошлись по всей стране и принесли фотографу широкую известность.

-6

С 1913 года Сергей Михайлович всерьез занялся предпринимательской деятельностью. Вступил в состав правления созданного в 1914-м акционерного общества «Биохром», которое оказывало услуги по цветной съемке и печати фотографий. Его не оставляет мечта - создание цветного кинематографа. Прокудин-Горский получил на него патент, было сконструировано все необходимое оборудование.

Но тут разразилась Первая мировая война. Прокудину-Горскому пришлось оставить начинание и заняться обучением летчиков съемке с воздуха. А потом – Октябрьская революция.

У Прокудина-Горского, видимо, не было политических предпочтений, он хотел просто оставаться мастером своего дела. Поэтому в новом государстве фотограф продолжил активную деятельность по популяризации фотографии, даже организовывал показы своих работ в Зимнем дворце. Заказы от советских властей его мастерская и типография получала.

В 1918-м году Сергей Михайлович, по поручению Народного комиссариата просвещения, поехал в Норвегию, где должен был закупить проекционное оборудование для школ. Но из-за начавшейся Гражданской войны не вернулся. Жил в Норвегии, затем во Франции. Там в 20-х годах он воссоединился с детьми. Коллекцию пластин с негативами удалось вывезти. Первый его брак распался, в 1920-м он женился на своей сотруднице Марии Щедриной.

Прокудин-Горский пытался заниматься кинематографом, но конкуренция была очень большая. Тогда Сергей Михайлович вернулся к фотографии, читал лекции по фотоделу, устраивал показы своих работ для соотечественников-эмигрантов, писал воспоминания.

Коллекция негативов-стёклышек пылилась в коробках во время оккупации Франции в подвале дома. Семья бедствовала. После смерти Сергея Михайловича в 1944 году семья решила продать коллекцию Библиотеке Конгресса США за бесценок. Если бы они знали, сколько она будет стоить через 50 лет!

Новая жизнь коллекции наступила в 2001 году, когда эти работы были оцифрованы и выложены в свободный доступ. Весь мир удивился свежести красок ушедшей России. Сотрудники библиотеки признавались, что это была самая значимая их профессиональная работа в библиотеке – описание и воссоздание фотографий.

Обширная коллекция работ Прокудина-Горского сейчас находится в Библиотеке Конгресса США и доступна в оцифрованном виде для всех желающих.

-7

Благодаря таланту, энергии и предприимчивости Сергея Михайловича Прокудина-Горского мы можем взглянуть на эти лица царской России, типы русских людей, бухарских эмиров, крестьян, купцов, ещё не разрушенные храмы, города и мосты. Удивиться чистоте красок и задуматься, какую Россию мы потеряли.

-8