Найдется ли на свете такая страна, где к деньгам не относятся всерьез? А вот Россия однажды от них отказалась. Правда, ненадолго…
Первые на Руси примитивные серебренники и златники попытались чеканить еще варяжские князья.
Но отчего-то эти монеты у русских не прижились. В своде законов Ярослава Мудрого - “Русской правде”(XI век) - упоминаются только гривны. Это и обручи для волос, и золотые плетенки, которые носили на груди, и продолговатые бруски серебра. Эти бруски иногда разрубали на части (получались “рубли”). Или аккуратно отрезали от них кусочки определенного веса- “резаны”. Рубить, как становится ясно из современного названия российской валюты, оказалось сподручнее.
Вновь чеканить #монеты стали уже при Дмитрии Донском в конце XIV века. На этот раз русские люди к деньгам попривыкли. Желающих заняться доходным делом нашлось немало. Монеты чеканили и монастыри, и удельные князья. Получалось не слишком аккуратно: #деньги были отчеканены небрежно и различались по весу. Торговцам приходилось долго думать, сколько монет брать за свой товар?
Покончила с неразберихой #реформа 1535 года, проведенная царицей Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного. Деньгам придали единый вид и стоимость, за монетных дел мастерами ввели строгий надзор. Заодно царица придумала, как пополнить казну. Из каждой серебряной монеты было приказано чеканить три рубля. Реально старая монета стоила больше, и довесок шел в казну. На новых монетах был изображен святой Георгий в виде всадника с копьем. (Отсюда пошло слово “копейка”).
Экономя #серебро, государство недокладывало его в монеты. Они “худели”, пока не превратились в серебряные #“чешуйки” времен Алексея Михайловича. Этим обесценивающимся деньгам народ не доверял и с энтузиазмом встретил серебряные талеры. Они хлынули в страну в XVII веке - вместе с потоком иноземцев. Но отчеканенные в разных городах талеры тоже были разновесными. Опять началась путаница. Требовалась новая реформа.
Она вошла в историю под именем петровской. Деньги впервые “выстроили” в порядке возрастания номинала: полушка - копейка - медная деньга - алтын - 10 денег - 5 копеек - гривенник - полуполтинник - полтина - серебряный рубль - 2 золотых рубля - червонец - двойной #червонец. Казалось бы, все четко. Но до Европы было далеко. Там уже действовала разветвленная банковская система. Банки брали на хранение монеты, а взамен выдавали кредитные “записи банка” (буквально - “банкноты”). Обменяв пару килограммов серебряных или золотых монет на листок, который легко спрятать от разбойников, путешественник получал обратно свой металл по прибытии в другой город. Когда подданные Петра еще расплачивались тяжеловесными алтынами, французы и англичане уже отвыкали от вида золота и серебра. Монеты оседали в подвалах государственных и частных хранилищ.
В нашей стране первые #ассигнации были выпущены только в 1769 году при Екатерине II. И с тех пор как бумажные деньги вылетели на просторы Российской империи, финансовые органы по сути занимались только одним делом - латанием дыр в бюджете.
Денег не хватало - срочно печатали новые ассигнации. Денег становилось слишком много - курс рубля падал, и правительство придумывало планы его спасения. Чего только не делали. Министерство финансов пыталось и публично сжигать “лишние” деньги, и принимать налоги только ассигнациями, и любой ценой продавать товары за границу, чтобы укрепить международный “вес” рубля. Министр финансов Вышеградский, имея в виду пшеницу, в 1891 году выкрикнул: “Сами не будем есть, но будем вывозить!” Но россияне так и не приучились относиться к “бумажкам” как к эквиваленту золота и серебра.
В 1914 году началась первая мировая война, а вслед за ней безудержная эмиссия бумажных рублей. Население тут же стало прятать “по чулкам” не только золотые десятки и пятерки, но и монеты меньшего достоинства. Даже медь. Пришлось срочно печатать “ассигнации” размером с почтовую марку и достоинством в одну копейку.
Но истинные размеры финансового бедствия выяснились при Временном правительстве. За 8 месяцев у власти оно произвело десятки тонн бумажной массы. Чего здесь только не было!
И двухсотпятидесятирублевые билеты с лишенным корон двуглавым орлом и со свастикой (тогда она еще означала лишь индийский символ процветания). И сорок рублей, на вид не отличавшиеся от пошлинной марки царских времен, - пресловутые “керенки”. В обращение они поступали в в огромных неразрезанных листов. Керенки не стоили почти ничего - ими оклеивали стены вместо обоев. А дальше была революция.. Но это уже следующая история.