Если бы я не выбрала историю своей профессией по жизни и не читай я книжек после университета - только дату отмены крепостного права сейчас и помнила бы. Что за свойство памяти такое?... Но случались уроки/лекции, которые стали для меня чем-то вроде откровения. Я уже забыла даже как "К Элизе" Бетховена играть, а их помню.
Дело было в 11 классе на уроке истории, конечно же. Что рассказывал учитель "до" и "после" - не вспомнить и под пытками, но его раскрытую ладонь и перечисление пяти составляющих любого народа - помню как сейчас.
Учась в университете, работая историком и просто наблюдая за тем, что происходит в мире сегодня, я бесконечное количество раз вижу перед собой эту ладонь. Миф о том, что земля держится на трёх китах развеян уже давно. А вот факт, что любая нация держится на пяти китах - факт и истина во веки веков. Убьёшь одного из этих китов - кирдык нации. Проверено тысячелетиями. И снаряды не нужны.
Перестаю томить. Перечисляю.
1. История (Ну с чего б я еще начала:)
Коль ты иван, родства не помнящий - дело уже сделано. Все, конец. Я не люблю показывать пальцем на кого-то, когда у самих рыльце в пушку, но самый наглядный пример - Украина. Только ленивый сегодня не снял передачу, не написал статью о том, что в тех школьных книжках творится. Василий Небензя, и тот прихватил с собой на заседание ООН украинский учебник географии, чтоб поржать над французами, которые, оказывается, украинцы. Да и вообще половина европейских национальностей родом из Украины. Это тот самый случай из рубрики "ври да не завирайся".
А, ну и с русскими, естественно, украинцы ничего общего не имеют по определению. Мы вообще с ними с разных планет. Враждебных. Что из этих уроков взрастили - более чем очевидно. Украинцы реально берега попутали, не зная и не понимая, кто они и откуда. И куда. А кто-то руки потирает.
2. Культура
Когда люди чрезмерно начинают увлекаться чужой культурой в ущерб собственной - жди беды. Вплоть до катастрофы. Как в преддверии 1812. Высший свет бредил всем французским, язык то был, мода ли... Что уж говорить, коли наш царь-батюшка Александр I лучше Наполеона по-французски разговаривал (исторический факт). Потом, конечно, пыл поутих.
Или как в преддверии 1991, когда за американские джинсы/жвачку и родину можно было продать. А сегодня наш брат на чьей культуре культивируется? Или не культивируется в принципе, помаленьку деградируя? И уже хорошо, кому-то...
3. Религия
Вы заметили, что самая жесткая критика русофобов направленна именно в адрес трех перечисленных составляющих. Про религию вообще молчу. Кто сегодня только не вещает про попов в ролексах и на роллс ройсах. Совершенно понятно, для чего и кем создается такой образ церкви. Да потому что не могут сосуществовать христианское представления о морально-нравственном вместе с "либеральными европейскими ценностями". Об этом я уже писала в контексте современной Германии. Как по мне - это и есть начало конца европейцев.
4. Территория
Тут долго вдаваться в подробности не стану. И так очевидно, что люди определённой национальности, рассеянные по миру, долгое время не смогут хранить своей национальной идентичности. Хошь/не хошь, а правило соленого огурца никто не отменял (это когда свежий огурец рано или поздно станет в рассоле такой же, как и все огурцы). А еще у моего любимого Брэдбери есть замечательный рассказ о том же - "Они были смуглые и золотоглазые". Прям рекомендую.
5. Традиции
Традиции - это синтез всего: религии, истории, праздников... короче такая себе народная хрестоматия. Хочешь коротко и быстро узнать, из чего соткан тот или иной народ - узнай о его традициях.
Да, наши традиции зачастую противоречат сами себе. Тут тебе и языческие отголоски, и коммунистические, и все это вперемешку с православием. Смесь ядерная, но она - наша, родимая. Однако сегодня водить хороводы - это как-то морально устарело, что-ли. Вот Хэллоуин отмечать - другое дело, такой праздник чудный. А всего лет 15 назад о нём наш брат и не знал особо. Собственно, как и о других заморских диковинках... А мы всё это кушаем с радостью, зачем-то.
Плавно закругляюсь.
Уже в университете я узнала о том, что такое "политика мягкой силы" и о механизмах её применения. О том, как нации, теряя свою идентичность, превращаются в недонации или перестают существовать вообще. Начиная от Древнего мира и заканчивая Новейшей историей, профессора проходились по одним и тем же схемам, расплываясь мыслью по древу. А мне каждый раз виделась раскрытая ладонь моего учителя.