Найти тему
Белорус и Я

Героизм во время Войны был разный...

Оглавление
Маленьким балеринам войны посвящается

Разбирая военные фотографии, наткнулся на эту:

Подпись лаконичная: «Эвакуированные ученицы Ленинградского хореографического училища занимаются классической хореографией. 1943 год, Нижняя Курья, Пермская область».

Я долго смотрел на фото, пытаясь понять, откуда у этих маленьких, худеньких девочек, в самый разгар войны взялось столько силы и духа, чтобы здесь, в далёкой деревне или посёлке заниматься балетом? Как вообще им это пришло в голову? До того ли тогда было?

Что-то не отпускало меня от этого фото, и я решил разузнать о нём побольше. Оказывается, до того…

***

Учеников Ленинградского хореографического училища успели вывезти из Ленинграда 19 августа, за 20 дней до того, как немцы окончательно замкнули блокадное кольцо. 10 дней они добирались до Перми, которая тогда называлась Молотов. Но разместили не в городе, а в 45 километрах от него, в деревне Платошино. От станции Кукуштан до деревни будущие балерины с чемоданами по непроходимой почти грязи шли 6 километров пешком.

Разместились в местном клубе с окнами без стёкол, выходящими на кладбище. К счастью, воспитателям удалось добыть для детей матрасы, подушки и одеяла (кровати в клубе были). А вот с продуктами было сложнее. Поэтому чуть обустроившись, тонконогие и стройные девочки и мальчики побежали устраиваться на работу в колхоз. Без этого получить хлебные карточки было нереально. А так удалось наладить почти нормальный рацион: в день обязательно выдавалось три пайки чёрного хлеба по 200 грамм, кусочек масла на завтрак и ложка сахарного песка. А дальше меню составлялось из того, что удавалось заработать или достать.

Детей на работу брали с радостью: мужиков почти всех забрали на фронт, так что даже малая детская сила была в большой цене. О занятиях, конечно, речь не шла: после ударного трудодня ноги батман-тандю уже делать были не способны. Однако в целом, жилось неплохо. Вплоть до октября.

А в октябре выпал снег. И хотя окна заколотить успели, большой зал, в котором жили дети, протопить до нормальной температуры было невозможно. Вода в кружках не замерзала, но спать можно было исключительно в верхней одежде. Так и ложились одетыми под одеяло, на которое ещё дополнительно набрасывали пальто. Вскоре опытным путём выяснили, что, если сделать наоборот, сначала накрыться пальто, а сверху уже набросить одеяло – так будет теплее.

Людям в зале было холодно, зато крысам – в самый раз. И они целыми колоннами, дивизиями и батальонами бегали между кроватей, время от времени организуя свою войну. На визг девочек они вскоре перестали реагировать, да и девочки быстро привыкли и визжать перестали. Так и спали, под шум, писк и царапанье по полу когтей.

Рисунок одного из воспитателей (В.Сенсова), "Переезд по Каме"
Рисунок одного из воспитателей (В.Сенсова), "Переезд по Каме"

Время от времени поленом удавалось убить одну из крыс, внеся тем временное смятение в толпу оставшихся в живых. Убитую поднимали палкой и несли «хоронить» в средоточие местного кошмара: большой дворовый туалет, как говорилось в фильме «системы сортир». Пользовались им не только будущие балерины, но и все, кому приспичит. А поскольку очистить его или переставить на новую яму, возможности не было, он быстро переполнился. Не буду приводить малоприятные подробности, скажу только, что зимой в нём вырастала настоящая замёрзшая гора из нет нужды говорить чего.

В самый разгар зимы детей из этого кошмара перевезли вниз по Каме в большой посёлок Полазна. Где они уже поселились в нормальных домах, деревянных и каменных. Здесь даже была своя столовая и настоящая школа, которую будущие балерины посещали вместе с местной ребятней.

А в середине апреля в Полазну приехала вырвавшаяся из Ленинграда, ослабевшая и измученная, но полная желания восстановить хореографически-педагогический процесс Агриппина Ваганова. В селе в 45 км от Перми (Молотова) начались занятия. Танцевальный зал организовали в давно закрытой и разграбленной церкви. Внутри всё было сломано, иконы вывезены, царские врата разбиты, зато был ровный каменный пол, на котором можно было заниматься.

В холодной неотапливаемой церкви занимались в валенках, тёплых толстых штанах и в рукавицах. Теплые перчатки не снимала даже пианистка-аккомпаниатор. Тем не менее, в начале лета здесь удалось провести выпускной спектакль.

Классическое трио на музыку Ф.Шопена исполняют ученики младших классов, 1942 год
Классическое трио на музыку Ф.Шопена исполняют ученики младших классов, 1942 год

Дети организовали своеобразную актёрскую бригаду: выступали в госпиталях, воинских частях, на заводах, а то и просто – в деревенских клубах. Не только танцевали, но пели, читали стихи, разыгрывали сатирические сценки «на злобу дня».

Вскоре детей опять перевезли, на этот раз – поближе к Молотову, в Нижнюю Курью, в бывший Дом отдыха. Однако у новой дислокации был жирный минус: тут вообще не было хоть сколь-нибудь приемлемых для хореографических занятий помещений. Поэтому вскоре старших, 8, 9 и 10 классы, отправили уже в Пермь, где поселили в здании на улице Луначарского (позже здесь будет организовано Пермское хореографическое училище). Младшие же остались в Нижней Курье. По простой причине: на них места в новом здании просто не хватало.

Вот тут и случилось изображённое на том фото, с которого мы начали. За зиму дети соскучились по танцу и, когда на улице немного потеплело, уговорили местных жителей сделать для занятий деревянный помост. На котором и занимались, стараясь если и не освоить сложнейшие техники, то хотя бы не потерять форму. Вместо зеркал использовали солнечную тень, по которой старались определять, правильную ли приняли позицию.

-4

Эта площадка с помостом в Нижней Курье стала настоящим творческим центром. Сюда сходились местные жители, женщины, дети, старики, чтобы посмотреть на занятия юных «плясуний». посмотреть, и отдохнуть душой. Почувствовать себя вновь не в военной, а в мирной стране.

Чуть позже, когда освободились склады, в которых хранился семенной картофель, детям разрешили заниматься там. Большие залы они назвали «картофельными». И сюда, в «картофельные залы» приходили местные. Молчали и смотрели.

«Картофельная дача», где проходили уроки классики
«Картофельная дача», где проходили уроки классики

В Ленинград юные балерины вернулись в июне 1944-го. И уже через несколько недель дали первый концерт на сцене Малого оперного театра. А уже в августе в училище был объявлен очередной набор. На 50 мест было подано 150 заявок.

Валерий ЧУМАКОВ, Москва

Фото: vaganovaacademy.ru, vk.com

© "Белорус и Я", май 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему
Культура Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3