Только с командой, которая даёт высокие результаты, можно построить успешный бизнес. Но чтобы убедиться, что у вас в компании работают квалифицированные специалисты, которые могут справиться с поставленными задачами, нужно постоянно оценивать эффективность персонала. В этой статье я расскажу о методах оценки и критериях, на которые нужно обратить внимание.
Почему важно оценивать эффективность
Каждая компания ставит перед собой определённые цели, которые касаются уровня дохода, количества проданного товара, открытия филиалов и т. д. Достичь этих целей помогают квалифицированные сотрудники. Если они выполняют все задачи по плану и достигают поставленных результатов — бизнес стабильно развивается. Но стоит появиться в команде хотя бы одному слабому сотруднику — образуются узкие места, которые тормозят развитие бизнеса. Чтобы избежать этого, нужно проводить аттестацию и объективно оценивать каждого человека.
Задача оценки персонала — вовремя выявить и устранить проблему, которая может возникнуть из-за неэффективных сотрудников. Помимо этого, благодаря регулярному анализу можно принимать объективные решения о повышении зарплат, назначении премий, продвижении по карьерной лестнице или же увольнении.
Соответственно, после оценивания персонала можно усиливать найм и разрабатывать систему обучения сотрудников для повышения квалификации.
Методы оценивания персонала
Специалисту, проводящему оценку, нужно выбирать такой метод, которые не нарушит рабочий процесс и позволит получить непредвзятые результаты. Для этого нужно уметь отделять мнение от фактов и учитывать ситуационные факторы, которые могут влиять на момент оценки на человека.
Количественный метод
При использовании этого метода начисляют баллы, а потом выявляют сотрудника с самым низким результатом и работают над повышением его эффективности, либо увольняют. Баллы начисляются либо за правильные ответы на вопросы о работе компании и занимаемой должности, либо за деловые качества и характеристики.
Качественный метод
Тут не используют балльную систему. Все выводы о сотруднике делают во время интервью: ему задают вопросы о работе и по его ответам судят, соответствует ли он должности, которую занимает. К этому же методу относится «360 градусов» — когда специалиста оценивают по отзывам, которые оставляют о нём коллеги, руководители и клиенты.
Комплексный метод
Здесь объединяются количественный и качественный методы. Например, во время интервью для сотрудника моделируют рабочую ситуацию: встреча гостя и диалог с ним. Работник описывает, что бы он делал, какие слова говорил, и на основе его ответа оценивают знание скриптов, делового этикета и прочее, а затем выставляют баллы.
Есть также несколько методик, которые обычно используют в комплексе:
- анкеты — с помощью письменного опроса определяют, владеет ли сотрудник нужными навыками и компетенциями;
- сравнение — составляют образ «идеального работника» для этой должности или же берут эталонного сотрудника из существующих, и сравнивают сотрудника с ним;
- классификация — сотрудники ранжируются по определённому критерию;
- аттестация — это метод зачастую предусматривает Трудовой кодекс многих стран, он включает оценку личностных, трудовых и должностных качеств сотрудника;
- психологическая оценка — её проводят психологи, чтобы выявить лидерские и управленческие качества работника, его эмоциональное состояние.
По каким критериям оценивать сотрудников
Чаще всего для оценки персонала обращают внимание на 4 главных критерия:
- Качество работы — соответствуют ли результаты норме, допускает ли сотрудник ошибки, часто ли он прибегает к помощи руководителя;
- Объём работы — успевает ли сотрудник выполнить план, берёт ли он на себя больше задач, успевает ли за заданным в компании темпом;
- Дисциплина — приходит ли сотрудник во время на работу, часто ли он отвлекается, покидает ли он рабочее место раньше положенного;
- Лояльность к компании — интересны ли сотруднику цели компании, гордится ли он своей работой.
Как анализировать результаты
Когда вы провели оценку, обращайте внимание на следующие показатели:
Результативность: оценивается ценный конечный продукт, который производит сотрудник, его количество и качество.
Профессионализм: умение планировать, организовывать и выполнять работу.
Профессиональное поведение: умение работать в команде, принимать решения, брать больше ответственности.
Личностные качества: способность достигать целей, быть лидером, двигаться вперёд, несмотря на преграды.
Выводы
Чтобы в команде были только квалифицированные специалисты, которые способны дать результат, нужно оценивать их эффективность. Это делают с помощью таких методов, как: количественный, качественный и комплексный. При оценке обращают внимание на следующие критерии: качество и объём работы, дисциплина и лояльность к компании. На основе их делаю выводы о результативности, профессионализме и личностных качества работников.