Найти тему

Названы пострадавшие от санкций производители древесных пеллет

Оглавление
Два десятилетия развития пеллетной отрасли в России закончились внезапно...
Два десятилетия развития пеллетной отрасли в России закончились внезапно...

В апреле 2022 года российские производители древесных топливных гранул (пеллет) были шокированы новостями об отмене действия сертификатов ENPlus действующих на пеллеты, продаваемые на потребительских рынках ЕС, хотя национальные сертификационные системы сохранили свое действие.

Также перестали действовать российские и белорусские сертификаты FSC (Лесной Попечительский Совет) и PEFC (Программа одобрения систем лесной сертификации) и сертификаты SBP (программа устойчивой биомассы).

Блокировка указанных сертификатов существенно сокращала экспорт российских пеллет и снижала их стоимость, однако не останавливала поставки в Европу полностью. Малые и средние производители, работающие по национальным стандартам (прежде всего DINplus) практически не заметили разрушительных нововведений.

Катастрофой стал пятый пакет санкций, также введенный в апреле 2022 года, но вступивший в силу 11 июля, и предполагающий запрет импорта древесины странами ЕС. С учетом того, что основным рынком пеллет является Евросоюз, для российских производителей этой продукции наступают сложные времена.

Будет ли катастрофа от запрета импорта древесных топливных гранул странами ЕС?

Основной объем поставок приходился в 2021 году на Европейский Союз и Великобританию - 88% всех экспортных отгрузок. Из них, порядка 39% приходился на Данию.

Доля предприятий ориентированных на азиатский рынок - Южную Корею (7% от всего объема экспорта) и растущую Японию (5% от всего объема экспорта) незначительна (согласно аналитическому обзору рынка древесных топливных гранул, выпускаемому Национальным Лесным Агентством Развития и Инвестиций).

Европейский рынок является основным для российских производителей и возможности переориентации ограничены из-за дорогой логистики сбыта и отсутствия спроса в других регионах мира.

Порядка 88% экспортных поставок приходится на Европу и Великобританию. На долю поставок в Южную Корею и Японию приходится порядка 12% от всего экспорта пеллет. При этом, необходимо учитывать, что до 2018 года поставки пеллет в Японию были близки к нулю.
Порядка 88% экспортных поставок приходится на Европу и Великобританию. На долю поставок в Южную Корею и Японию приходится порядка 12% от всего экспорта пеллет. При этом, необходимо учитывать, что до 2018 года поставки пеллет в Японию были близки к нулю.
При сохранении текущей ситуации с санкционным давлением, необходимо признать, что производство древесных топливных гранул в России, как отдельную отрасль, ждет существенное сокращение или же полный коллапс.

Смягчающими факторами может выступать низкий контроль за выполнением санкций со стороны стран ЕС или скрытое потворствование поставкам пеллет из России, а также деятельность посредников из других стран. Также, сложно прогнозировать позицию ЕС при ухудшении ситуации в энергетике зимой, возможно снятие некоторых ограничений, тогда ситуация изменится.

Безусловно, Европейский Союз не сможет обеспечить внутренний рынок пеллет поставками от своих производителей в краткосрочном периоде в полной мере. Стоит ожидать роста цен на пеллеты и спада потребления. Однако, в средне- и долгосрочной перспективе стоит ждать прихода на рынок ЕС американских и канадских производителей. Высокие цены на пеллеты будут стимулировать удаленные трансатлантические поставки. Основной объем пеллет из Канады и США будет поступать в Великобританию, Бельгию и Нидерланды, а затем в Данию - одного из крупнейших потребителей, заменяя российских поставщиков.

Российские производители пеллет, ориентированные на европейский рынок существенно пострадают из-за закрытия основного рынка сбыта. При этом, наибольшие потери понесут крупные производители, так как продажи пеллет осуществляются исключительно крупным оптом на крупные европейский ТЭЦ, что легко поддается контролю. Мелкие производители могут найти свои ниши путем поставки пеллет в третьи страны (не входящие в ЕС) и продавая небольшие партии в ЕС через посредников.

Производители пеллет на Дальнем Востоке, имеют большой шанс сохранить свой сбыт, прежде всего в Южную Корею. Японский рынок остается под большим вопросом, так как все закупки энергоносителей, по сути, контролируются японским правительством, которое приняло в 2015 году новую энергетическую стратегию, предполагающую широкое использование пеллет.

Сибирские предприятия имеют возможность переориентировать свой сбыт в Южную Корею и, возможно, в Японию, что позволит спасти производственные мощности.

Что происходит на азиатском рынке древесных топливных гранул?

Япония и Южная Корея также присоединились к санкционному давлению. Безусловно, они воспользуются заморозкой сертификатов добровольной лесной сертификации (FSC или PEFC) и снизят стоимость нашей продукции, а также, вероятно, снизят объем закупки. В то же время, прямых санкций против всего спектра российской лесопромышленной продукции, как это сделал ЕС, они не вводили.

Наиболее принципиальным рыночным игроком является Япония. Эта страна наиболее политически ангажирована, а вход на рынок Японии требует больших усилий по формированию лояльного отношения к поставщику, что подразумевает наличие добровольной лесной сертификации и сертификации продукции в японском министерстве сельского хозяйства на предмет соответствия требованиям JAS (Japan Agricultural Standard).

Япония не предпринимала активных усилий по внедрению "зеленой энергетики" до аварии на АЭС в Фукусиме. После этой катастрофы была разработана новая энергетическая стратегия, которая предполагает активное использование древесных топливных гранул. Масштабы страны и энергетические потребности предполагают выход на уровень потребления пеллет в 15 млн.тонн в год, что является очень амбициозной программой. Надо признать, что Япония активно наращивает потребление пеллет, в том числе в виде экспорта из России, хотя основным поставщиком остается Вьетнам.

Кто будет поставлять пеллеты в Японию? Очевидно, японский бизнес исключит Россию из поставок пеллет и будет перестраиваться на страны юго-восточной Азии - Вьетнам, Малайзию, Индонезию, частично южный Китай. Леса этого региона характеризуется большими объемами низкокачественной быстрорастущей древесины, которая неплохо подходит для пеллетирования. Недостатком региона является отсутствие инфраструктуры для развития лесной промышленности и отгрузки продукции, все это требует инвестиций и времени.

Вторым альтернативным поставщиком на японский рынок будут США и Канада. Эти страны давно присматриваются к региональному рынку, но дальность транспортировки и низкие цены на пеллеты в регионе (а также низкий спрос) делали это направление экономически нецелесообразным. Все поставки в Японию из Северной Америки были спорадическими. Расчет американских компаний основан на том, что высокие цены на пеллеты зафиксируются в регионе на длительное время, что позволит им укрепится на длительное время на этом удаленном рынке.

Рынок Южной Кореи не так сложен как японский рынок, в плане доступа на рынок и технических требований к продукции. Основным критерием для южнокорейского рынка является цена. В этой связи российские поставщики могут закрепиться на этом рынке, благодаря демпингу, несмотря на блокировку сертификатов FSC и PEFC.

Южная Корея давно развивает биоэнергетику и планирует к 2025 году увеличить потребление пеллет до 6 млн. тонн в год. Конкурентами российским поставщикам являются те же поставки из стран юго-восточной Азии и поставки из США и Канады.

Кто из производителей пеллет пострадает от санкций больше?

По данным периодического аналитического обзора рынка древесных топливных гранул, выпускаемого Национальным Лесным Агентством Развития и Инвестиций, объем экспорта пеллет в прошедшем 2021 году достиг исторического пика, на уровне 2,44 млн. тонн.

Скорее всего мы видим такой график экспорта древесных топливных гранул в последний раз
Скорее всего мы видим такой график экспорта древесных топливных гранул в последний раз

Абсолютным лидером года стала ООО "Группа Компаний "Устьянский Лесопромышленный Комплекс" (ООО "ГК "УЛК"), производственные мощности которой расположены в Архангельской и Новгородской областях. Суммарный объем экспорта превышает 300 тысяч тонн, что составляет более 12,5% от всероссийского экспорта.

Вторым предприятием, которое дышит в спину ООО "ГК "УЛК" является АО "Нью Форест Про", расположенное в п.Ванино Хабаровского края. Это предприятие является преемником обанкротившегося ООО "СП "Аркаим". Основной сбыт данной компании осуществляется в Южной Корее и составил в 2021 году почти 160 тысяч тонн.

Третье место занимает ЗАО "Лесозавод 25", предприятие с большой историей, расположенное в Архангельске. Объем отгрузок пеллет в 2021 году составил также почти 160 тысяч тонн, то есть предприятие, по сути, делит второе место с АО "Нью Форест Про".

На четвертом, пятом и шестом местах расположены сибирские предприятия: ООО "ДОК Енисей" (115 тысяч тонн), АО "Лесосибирский ЛДК" (91 тысяча тонн), ООО "ОМФАЛ" (69 тысяч тонн).

Компании, ориентированные на европейский рынок ждут существенные потери.
Компании, ориентированные на европейский рынок ждут существенные потери.

Из представленных 15-ти крупных предприятий отрасли, которые составляют 57% всего российского экспорта в 2021 году, только АО "Нью Форест Про" и ООО "РФП Древесные гранулы" были ориентированы на азиатские рынки, остальные продавали продукцию в Европу.

Почти все лесоперерабатывающие предприятия расположенные в Сибири, прежде всего, в Иркутской области и Красноярском крае поставляли древесные топливные гранулы на европейский рынок, несмотря на большие расстояния транспортировки.

Исходя из этого, мы можем прогнозировать, что практически все российские предприятия ориентированные на продажу продукции в ЕС пострадают от введенных санкций, что составляет порядка 88% всей отрасли. Часть экспортеров расположенных в Сибири сможет переориентироваться на рынки Азии - Южную Корею и Японию, что позволит им спасти бизнес.

В относительном благополучии остаются предприятия Дальнего Востока, но все понимают, что цены на российские пеллеты упадут из-за общей "токсичности" российской продукции и отсутствия сертификатов FSC или PEFC.

Могут ли российские предприятия расположенные в восточной Сибири переориентироваться на рынки Японии и Южной Кореи?

Теоретически да. Практически они будут сталкиваться с политическим выдавливанием с этих рынков. Однако, смогут ли Япония и Южная Корея реализовать свои биоэнергетические программы без российских поставщиков? Вопрос довольно дискуссионный. Цены на пеллеты в регионе взлетят до новых максимумов, а свободных производственных мощностей в юго-восточной Азии нет. Также их нет и на восточном побережье северной Америки, хотя какой-то объем они, безусловно, поставят на эти рынки.

Таким образом, в ближайшее время мы имеем проблему регионального дефицита пеллет и высоких цен на них. Из этого следует заключить, что без российских пеллет не обойтись в краткосрочной перспективе.

Наиболее комфортно российские производители могут продавать пеллеты в Южную Корею, однако, при условии ценового демпинга, который будет обусловлен "токсичностью" российской продукции, отсутствием сертификатов FSC или PEFC и дополнительной конкуренцией со стороны российских производителей пеллет расположенных в Сибири, ранее поставлявших продукцию в ЕС.

Япония, также как и ЕС, ввела санкции на поставки некоторых изделий из древесины (щепы, бревен, шпона и изделий из него), но древесных топливных гранул в списке нет.

Относительно российских пеллет японская позиция пока окончательно не ясна. Японский лесопромышленный бизнес тесно связан с американскими и канадскими компаниями и при принципиальном решении на уровне руководства страны будет активно импортировать пеллеты из северной Америки, несмотря на высокие цены. В то же время, японская энергетика нуждается в большом объеме дешевых пеллет, что позволит им выполнить энергетическую программу перехода на возобновляемое топливо.

Что можно сделать?

Проблема использования большого объема высвободившихся древесных топливных гранул может быть решена только созданием в России сегмента энергетики, ориентированного на их потребление. В настоящее время потребление пеллет присутствует в зачаточном состоянии. Нет законодательной базы, технического и экономического обоснования, как на локальном так и на федеральном уровне. Не ясно, как возможное промышленное потребление пеллет увяжется с развитием других сегментов энергетики. Все эти вопросы нельзя решить быстро.

В этой связи, единственным вариантом решения проблемы для российских производителей является остановка производства пеллет до лучших времен, либо сжигание пеллет с углем на локальных ТЭЦ, если присутствует такая возможность.

Так как производство пеллет, в основном, является побочным бизнесом, позволяющим переработать древесные отходы, то при заморозке производственных мощностей по пеллетированию мы можем говорить лишь об снижении экономической эффективности лесоперерабатывающих производств, а не о полном закрытии или банкротстве.

----------------------------

Опубликовано по материалам аналитического лесопромышленного блога STRATFORest .

Все права принадлежат ООО "Национальное Лесное Агентство Развития и Инвестиций" .

От исследования лесопромышленных рынков и бизнес-планирования до привлечения инвестиций и управления отраслевыми проектами.

Подробнее на WWW.NLARI.COM

Ждем Вас на нашем сайте
Ждем Вас на нашем сайте

----------------------------

Другие публикации канала

Европейский Союз запретил импорт древесины из Российской Федерации
Россия хочет упростить экспорт пиломатериалов

Россия потеряет европейский рынок лесопродукции

Новый удар по российскому лесопромышленному комплексу

Заготовка леса может прекратиться

----------------------------

#санкции #пеллеты #гранулы #ЕС #экспорт #импорт #япония #корея #лесопиление #цены