Старший сын в 8 месяцев сказал слово "папа", чем порадовал и удивил нас. Мы ждали продолжения общения. Как-никак я болтаю с 9 месяцев словами. И никогда не имела логопедических проблем. Вроде, есть в кого. Но сын решил, что дело сделано. Можно и помолчать.
Помолчать в нашем случае, однако, - не о том, что совсем было тихо в квартире. "Дай", "хочу" , "пошли" и особенно "купи" в обиходе присутствовали. И много плача и крика. Но связывать слова во фразы, а фразы в предложения ребёнок долго не мог. Иными словами, речь развивалась не по возрасту, медленнее нормальных темпов. Была рваная, несогласованная. Часто ребёнок не мог выразить словами то, что ему хочется или нужно. И оттого много капризничал.
Как это часто бывает, до 3 лет невролог говорила "ждите, накапливает словарный запас". Ждали, не придирались. А после 3.5 лет спросила, и где же мы были, и чем же мы занимались, что ребёнок наш даже на имя не отзывается при нормальном слухе. Классика отечественной детской медицины)
На какой-то период я ушла в горе горькое. Потому что на том приёме врач нам яростно и в красках рассказала лет на 20 вперёд, как всё будет плохо у сына и у нас в семье. Не спорю, у нас реально не всё гладко. Но не так, как тогда нам погадали. Раза в три получше.
А после горя был долгий период занятий с логопедом. Успешный, интересный, давший надежду на лучшее. Оказалось, что у сына хорошая память и большой словарный запас (накопил-таки!). Одна беда - никак не хотел пользоваться местоимением "я". Да и другими личными тоже. Зеркалил речь. Предположим, говорю ему: "Ты уже выпил молоко?". И он так и отвечает: "Ты выпил молоко". Говорю ему: "Я пошла в магазин, ты понял?". Отвечает: "Ты понял". Объясняли, какова разница между местоимениями долго и упорно. Не усваивал.
Потом начали делать проще. ""Имя" выпил молоко?", ""Имя" - хороший мальчик, да?" и всё в таком роде. Отвечал, зеркаля, но хотя бы логично выходило. Постепенно и имя своё принял, и отвечать стал более правильно. Хотя вообще долгое время речь его напоминала попугайскую: огромный отрывок текста из мультика мог выдать наизусть по ассоциации с чем-то, происходящим в реальности. А короткую фразу от себя строил с трудом. "Добрая" доктор невролог утверждала, что сын вообще не осознает, что говорит и зачем. Мол, попугаи тоже говорят, но человеческого интеллекта не имеют. Но я сразу поняла, что ассоциативные связи у него хорошо развиты. Логопед в своей работе также делала на это ставку. Собственно, у нас получилось научить ребёнка пользоваться речью в рамках возрастной нормы.
Теперь про "я". Когда я говорила о себе, употребляя это местоимение, то клала свою руку на грудь. Говоря сыну "ты", прикасалась рукой к его груди. И наоборот: его руку протягивала к себе, помогая сказать "ты". По тому же принципу позже учились употреблять местоимения третьего лица, выбирая пальчиком подходящие картинки. Метод не абы какой уникальный. Но моему ребёнку оказалось важно на телесном уровне, а не на слух и глаз, понимать и различать слова. И кто, как не мама, эту разницу поймёт.
Я очень рада, что сейчас у сына со связной речью проблем нет. И, если честно, по сей день удивлена, что мы выплыли из того состояния. Потому что вижу сейчас на примере младшего сына, как легко и быстро дети без проблем нервной системы осваивают речь. Сравниваю с тем, что было, и в ужас прихожу. Но если бы понимала это тогда, 10 лет назад, наверное, и не добились бы аналогичного результата. Опустила бы руки, испугалась бы бороться, зная, насколько далеко от нормы то положение.
Кстати, так тщательно мы с родАми и местоимениями тогда разобрались, что сейчас и в русском, и в английском, и в немецком языках сын не ошибается, выбирая артикли, форму глагола и прочее, что привязано к роду. Хотя, конечно, не в моих педагогических талантах дело. Просто мозг дозрел. Плюс занятия с ответственным специалистом.
А вообще главный способ сделать логопедические занятия эффективными - это полное в них погружение. Не совру, если скажу, что я тогда всю жизнь построила вокруг развития сына. Если изучали рыб, везла в океанариум для закрепления знаний. Если цветы - в поле букет собирали, проговаривая названия, цвет, размер и прочее. Если овощи, то в мешок складывала основные разновидности, а он должен был на ощупь определить, что это. А потом назвать. И игра, и учёба.
Также в мешок складывала фрукты и овощи вперемешку. Просила разложить по группам, назвать. По размеру разложить. По цвету. Это только то, что навскидку вспомнилось. Весело было сыну, в общем. И я отвлекалась от всяких разных негативных мыслей.
Если кому-то интересна эта тема, могу ещё повспоминать игры и приёмы на развитие речи, которые давали эффект. В общем, буду ориентироваться на комментарии. Хотя, безусловно, информации на эту тему очень много.