21 мая 1877 года родился человек, создавший для советских детей целую вселенную
Текст: Вера Федорук
21 мая 2022, мы отмечаем 145-летие Николая Альбертовича Куна (1877 – 1940)— человека, ставшего для советских детей создателем целой Вселенной, сравнимой со Вселенной «Марвел» наших дней. В нашей стране именно его книга стала главным и всенародным источником знаний о древнегреческой мифологии, и, вероятно, до сих пор не все догадываются, что она не есть первоисточник этих знаний. Персей как предтеча Человека-паука, Геракл vs. Россомаха —кем был этот человек, заменивший собой многомиллионную корпорацию индустриальной культуры, и в чем феномен его книги?
Детство советского ребенка, как, впрочем, и детство английского ребенка, начиналось со шкафа. С той лишь разницей, что в случае советского детства шкаф был не платяной, а книжный. И в ту эпоху, когда родители разрешали тебе час-полтора телевизора в день и в программе передач полагалось отмечать программы, которые ты хочешь посмотреть, в остальное время ты нырял в миры Легенд и мифов Древней Греции с изображениями античных ваз и статуй на форзацах и страницах, существовавшие для тебя параллельно с мирами Шерлока Холмса, Эдгара Аллана По или, на худой конец, Жюля Верна.
Как Маша-растеряша с Александром Македонским породнилась. Любовь Воронкова
Не будет преувеличением сказать, что Николай Альбертович Кун заново создал то стройное представление о легендах и мифах Древней Греции, которое мы сейчас имеем. Если воспользоваться метафорой из мира градостроения, можно сказать, что Кун превратил город хаотичной застройки наподобие Москвы в строго спланированный Санкт-Петербург. Я помню, как удивилась, впервые прочитав «Илиаду» и «Одиссею» — оказалось, мир древнегреческий мифов вовсе не так строен, как казалось при чтении Куна (тут метонимия всегда вступала в свои права и никто не говорил «Читать «Легенды и мифы Древней Греции» — все говорили «читать Куна». Собственно, фамилия «Кун» и сама звучала как имя олимпийского бога или героя — в детском сознании она ничем не отличалась от Зевса или Персея). К нам мифы, как выяснилось позже, дошли в поэзии Гесиода и Гомера, а также в драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида, и, честно говоря, на мой взгляд подростка лет 14, Гомер в увлекательности изложения сильно проигрывал Николаю Альбертовичу.
Еврипид: последний драматург Афин
Ветреный (и чрезмерно) Зевс (греческая мифология была бы в 3 раза короче, если бы не его ветреность), ревнивая Гера, у которой вечно все виноваты, кроме действительно виноватого (и она еще и «волоокая», то есть «коровьеглазая», — как же такую полюбить? — родители объясняли, что это считалось красивым), нарциссичный Нарцисс (как первые весенние цветы на даче), добродушная Афродита… у каждого бога — своя «специальность», но все почти они — собрание недостатков той или иной степени тяжести, а настоящий герой — Прометей и еще Персей, а Ясон подлец, загубивший историю, которая так красиво начиналась.
Современная Греция. Современная литература
Книга Куна стала первым предназначенным для юношества переложением античных мифов, изначально написанным на русском языке. До ее появления школьники знакомились с древнегреческой мифологией по переводным произведениям — к примеру, по антологии немецкого литератора, священника и ученого Густава Беньямина Шваба «Мифы классической древности» (1838–1840). Книга пользовалась большой популярностью: так, Лёля и Оська, герои автобиографической повести Л. А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания», назвали «открытую» ими землю в честь Шваба, автора любимой книги, добавив, чтобы избежать сходства со словом «швабра», букву «м».
Впервые книга Куна вышла в 1914 году в Московском издательстве И. Н. Кушнарёва, и называлась она «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях». При жизни автора она переиздавалась два раза — в 1922 и1937 годах. Перед смертью Кун успел подписать сигнальный экземпляр издания 1940 года, из названия которого исчезли римляне, и можно предположить, почему, учитывая, что в то время происходило в Италии. В последующих изданиях книга выходила под более лаконичным названием «Легенды и мифы древней Греции», выдержав в целом более сотни переизданий.
Учитывая, что сам Николай Альбертович Кун, как и его книга, стал мифом, интересно узнать биографию этого героя просвещения. Выпускник историко-филологического факультета Московского императорского университета (ныне Московский государственный университет), преподаватель низших, средних и высших учебных заведений, первый переводчик книги Ульриха фон Гуггена «Письма темных людей» — памфлета начала XVI века, сатиры на невежество и мнимое знание латыни, считавшейся непереводимой. В 1911 - 1912 гг. Николай Альбертович руководил экскурсиями для российских учителей в Риме, читал для них лекции по истории античного искусства, римского Форума, Палатина; впоследствии профессор исторического отделения факультета общественных наук Московского университета. Ну и, конечно, ученый таких энциклопедических знаний не мог не быть востребованным Википедиями того времени — Большой и Малой советской энциклопедией, где с 1933 г. был бессменным редактором отдела древней истории.
Древнегреческие мотивы у российских писателей. 5—8 классы
Интересна и история семьи Николая Альбертовича. Отец писателя, Альберт Францевич, заведовал искусственным освещением Большого и Малого театров Москвы. Он входил в учредители товарищества, продвигавшего электрификацию театров (вот так — отец освещал, а сын просвещал, и оба они несли свет). Альберт Кун имел русские, немецкие, а также английские (по другим сведениям, шотландские) корни. Это был образованный человек, увлекающийся наукой, знаток русской культуры. Мать Н. А. Куна, Антонина Николаевна — талантливая пианистка, ученица Н. Г. Рубинштейна и П. И. Чайковского — принадлежала к графскому роду Игнатьевых. Примечательно, что в своей семье Николай Альбертович не единственный создал нечто монументальное в искусстве — сестра ученого, Юлия Альбертовна Кун, — известный скульптор, автор аллегорической статуи «Водный путь», украшающей центральную аллею обновленного несколько лет назад Северного речного вокзала Москвы, — женской фигуры с моделью парусника над головой, эмблемой водного пути. Если брат Юлии Альбертовны мифы пересказывал, Юлия Альбертовна помогала их создавать.
#в этот день родились #древняя греция #мифы и легенды #античность #интересное #николай кун