Если многих нормальных людей специализация в старших классах привела в класс математический или гуманитарный, то я, например, волей туманных обстоятельств, оказался в спортивном.
Просто в какой-то момент тренер секции легкой атлетики, в которой я занимался, собрала родителей и заявила, мол: "Мы тут с училкой математики из школы решили внедрить инициативу - "спортивный класс". Учителей подберем самых рукопожатных, физкультуру отменим нафиг, ибо вы и так тренируетесь, питание повышенное у школы выклянчим и будем в рамках соревновательной подготовки возить вас бесплатно на Юга: Анапа, Сочи, Геленджик... В общем, не класс получится, а сказка!
Ну, и я, конечно же, как подобает правильному ребенку, сделал официальное заявление:
- Ну мааааааааам! Хочутуда!
К сожалению или к счастью, родители никогда не мешали мне делать то, чего я хочу. Из-за этого я, хоть и не научился играть на пиянине, но зато сохранил оптимизм и здоровую психику.
Вот только сказать, что класс получился крутым и оправдал мои ожидания, не могу. На Югах мы действительно побывали ни раз. К концу школы в Анапе я ориентировался, как у себя дома. Однако учиться с этими товарищами было попросту невозможно.
Когда происходило разделение по классам, все хотели в математический, и конкурс на будущих Эйнштейнов был очень велик. Потому в "программный класс" (самый простой, который должен был приютить под своим крылышком последних дэбилов), попали нормальные ребята - как раз те, кто в этот математический не вписался. А вот все, кто просто не хотел учиться, стройными рядами, нисколько не сомневаясь, потопали в наш замечательный спортивный класс.
Разумеется, заниматься спортом они тоже не собирались. А вот примером идиотизма стали знатным. Если в некоторых классах есть специальные жертвы, которых травят или, как это принято называть, буллят, то у нас доставалось вообще всем, а перемены напоминали разборки бандитских группировок.
После того, как наш класс распустили, тренер забухал, а учительница математики, которая была классной, сделала официальное заявление:
"Никогда, никогда я не совершу такую ошибку! Никогда я больше не буду создавать спортивный класс!"
В общем, школа забыла нас, как страшный сон. Мы тоже с удовольствием забыли друг друга. После единственной попытки собрать всех на вечер встречи, мнения разделились. Кто-то предложил послать зачинщиков "на", кто-то - "в". Эксперимент провалился.
Я же, вместе с людьми здоровыми на голову, сбежал оттуда пораньше - с 9 класса. Как сейчас помню, автотранспортный колледж показался мне совершенно другим стратегическим уровнем. Все там было благопристойно, серьезно и по-взрослому.
Сейчас многие удивляются, чего мол, автор не пошел на программиста, если знал математику... Так вот, на всю школу у нас было только три черно-белых компуктера, за которые мы садились группами по 10 человек и изучали там какой-то непонятный "Бейсик". Что это такое - никто нам так и не объяснил, из моей группы 10 человек составить в тетрадке какой-то там код и заставить палочку на синем экране двигаться мог только я, а напечатать его на клавиатуре умела лишь одна девочка. Остальные, как китайские болванчики, собравшись вокруг, синхронно кивали головами. На кой ляд вообще существовала эта странная программа, и что есть такая профессия "программист" не знал никто, даже я, хоть и умел двигать палочку.
Еще я не пошел на спортсмена, потому что, глядя на этих будущих "спортсменов", меня тошнило, да и фитнес-тренера в мое время не поднимали муллиёнов: кроме учителя физкультуры на минималку и гопника, идти после спортивной вышки было абсолютно некуда.
Выбор моего колледжа случился примерно так:
- Машины любишь? Ты в детстве стих написал, что хочешь машину?
- Мам, это для рифмы. Я в детстве машины в глаза не видел, кроме тех, что 3 раза в день проезжают по нашему переулку. Но вообще, после спортивного класса норм. Лучше машины, чем гопники.
В элитную инженерную группу автотранспортного колледжа я ворвался на максималках. Сдал экзамены на пятерки и получил повышенную стипендию: ух, как сейчас помню: 70 рублей.
- В день? - это был мой первый вопрос.
Да, я был весьма наивен.
Действительно же мощная подготовка началась уже в колледже, вот только... по математике и черчению. Ну, потому что это были учителя старой закалки, которым не пофиг!
Ираиду Александровну (бессмертного блюстителя математики) боялся и уважал весь колледж, включая директора, и, когда она вызывала на ковер и спокойным голосом спрашивала:
- Молодой человек, мне сообщили, что вместо дополнительного урока физики вы играете в теннис? Как это понимать?
В общем, некоторые ребята полностью теряли способность говорить и забывали, как их зовут. Настолько сильным был ее авторитет и брутальность. Ни разу она не повысила голос: достаточно было взгляда, прожигающего насквозь. И высшая математика, даже у последнего двоечника, отскакивала от зубов.
Самым неожиданным и гениальным было решение нашей группы, когда классный руководитель уволился. Все в один голос воскликнули: "Хотим Ираиду!"
Другие учителя посмотрели на нас с сожалением и просто покрутили пальцем у виска.
Но, зато, когда очередного нашего обалдуя собирались исключить за неуспеваемость, Ираида приподнимала один глаз на весь этот преподавательское-директорский совет и своим спокойным, но жестким до мурашек голосом, выдавала вердикт:
- А я считаю, что у него есть потенциал.
Ни один человек после этого спорить с ней не решался.
По математике я получил пятерку, потому что, когда признался на экзамене, что не могу решить задачу, мне было тем самым голосом сказано прямо:
- Молодой человек, а выйдите-ка вы вон. И, когда сможете решить ВСЕ задачи, вот тогда я жду вас на пересдачу.
С черчением было повеселее. Там у Натальи Константиновны была другая слава. А еще мощная железная указка, от удара которой по столу в радиусе 100 километров от города медведи прятались по норкам и от страха впадали в спячку. Если ты случайно заснул на ее уроке от невероятной скучности черчения, то мог не только проснуться быстро и неожиданно, но и заодно сходить в туалет.
Помню, как после одного такого удара указкой по парте, она попросила ручку (которой пишут), и я ей, трясясь, протянул руку.
Эмоции она выражать не стеснялась и, ежели считала, что над чертежом не старались, перечеркивала весь ватман ручкой или сразу рвала к чертовой матери. Мои рвала все, потому что для себя я никогда не старался, а делал за деньги другим.
В общем, тройку я смог получить только измором, а про кучу сделанных мной чертежей за деньги Наталья Константиновна узнала уже после колледжа, когда мы с ней болтали в Вк. До сих пор фотки с Сальвара лайкает. Чудесная женщина!)
И вот, математика и черчение - это были два предмета, которыми я действительно овладел. Еще немного русским, что помогло мне в дальнейшем зарабатывать на Дзене.
В остальном же все было довольно грустно. Учителя были ооочень старыми, некоторые едва стояли на ногах. Помню лекцию, кажется по Сопромату:
- А одииииин, А дваааааа, А... ааа... аааа... *храп*...
На "Технической механике" старушка все время ругалась, что мы - неправильные мужики, потому что не знаем токарный станок. И всем давала задачи, по 10 штук в день, которые, пока не решишь, не получишь допуск к зачету. Я их решал по 20 рублей на переменах.
Да, во время учебы в колледже я вообще был самым богатым человеком: бабки сыпались из каждого кармана. Если бы еще не играл в теннис, вместо всех дополнительных уроков физики, был бы еще и умным...
Предметы же специальные преподавались из рук вон плохо. А все потому что нормальной практики не было.
Можно миллион раз объяснить человеку принцип действия сиреневенького глазовыколупывателя с подвывертом и даже заставить его аксонометрию с вырезом четверти начертить... Но беда в том, что он забудет это на следующий день. Однако, стоит дать разобрать и собрать его один раз своими руками - запомнит до конца жизни.
В этом деле практический опыт - основа обучения, которую должна дополнять теория, но никак не наоборот. У нас же практический опыт подавался, как в школе, когда вокруг одного старого компьютера собирались десятки учеников. - Ничего не понятно, но очень интересно.
Помню на дипломе я делал планировку покрасочного участка: искал в советских учебниках, как оно должно быть, и рисовал чертежи, в которых думал, что-то, да понимаю...
Сейчас же, просто поработав в малярке десяток лет, я могу сделать ту же самую планировку в разы точнее, без всяких учебников, с современным оборудованием и полным пониманием, как оно должно работать и почему. Технология покраски автомобиля со времен написания советских учебников изменилась... примерно на 150%. Да и меняется каждый день.
Вот я, например, два года занимаюсь блогерством, уверен, что маляры в теме уже во всю юзают новое для меня оборудование, новые материалы и новые технологии.
Все наши учебники не менялись десятки лет. Вспоминая товарища Сталина, у которого любое новшество в рамках государственного плана тут же внедрялось в систему образования, я смотрю на свое обучение скептически, как смотрел на старый колледжный ЗИЛ.
Да, сейчас я еще расскажу, как учился на категорию С.
Инструктора звали Богданыч - он наверняка видел Сталина и правильные учебники, и с тех пор сохранил необычайную бодрость духа.
- Куда ты, *цензура*, мать твою *цензура* давишь! Поршня *цензура* повылетают, будешь бегать собирать!
И тут же, обращался в окно к ближайшим пешеходам:
- Клуша старая, *цензура*, окуляры свои протри! Ты *цензура* знаешь, что такое слепая зона?!
ЗИЛ наверняка видел не только товарища Сталина, но и динозавров. Он напоминал эдакую машину времени, десяток раз побывавшую в прошлом. А вот ремонта (что для автотранспортного колледжа странно) не видел никогда, и мою теорию о пребывании в прошлом это полностью подтверждает.
Коробка передач - это было нечто вроде тренажера, на котором четыре подхода по 5 раз могли придать мышцам силу, а проезд по городу в час пик - эффективно убирал жир. Ни в одном положении рычаг не задерживался, поэтому Богданыч, матерясь, упирался в него ногами. Люфт руля был таким, что крутить его нужно было начинать задолго до поворота. Поршня, хоть Богданыч и убеждал в обратном, к счастью, не вылетали. По крайней мере, у меня.
ЗИЛ скрипел, пыхтел и разваливался, подпрыгивая на дороге, я бился головой в потолок. Сказать, что было страшно - ничего не сказать. Инструктор, помогал бороться со стрессом по методу Ницше (что нас не убивает - делает нас сильнее).
Больше всего часов подготовки к сдаче на права я отъездил на том самом ЗИЛе. По результатам моего "обучения" Богданыч выдал экспертное мнение, что сдавать лучше и не пытаться. "Таланту нет."
Однако, пару раз сев в легковой автомобиль, я просто был поражен, и до сих пор удивляюсь, насколько это легко и приятно - ездить.
После колледжа я стал по образованию "старшим техником" - это такой человек на предприятии, который теоретически должен осуществлять контроль и надзор за местными алканавтами и понимать в тех. процессах.
Несмотря на то, что учился я в целом хорошо, и на чертежах к диплому купил себе новый телефон и велосипед, сказать, что я мог хотя бы теоретически занимать такую должность - увы, не могу, запас реальных практических знаний был бесконечно скуден. На любой производственной практике начальство занималось исключительно эксплуатацией дармового труда: я научился мыть их машины, выбирать из битых кирпичей нормальные, красить пожарные шиты в красный цвет и косить траву.
Если же быть честным до конца, таких вакансий в нашем городе вообще не было.
Дальше передо мной встал нелегкий выбор: либо продолжать обучение в вузе по специальности - либо идти топтать сапоги, причем, первый вариант нес в себе хоть какой-то смысл.
Выбор институтов для продолжения специальности в городе тоже был... как бы это помягче сказать... Ладно, скажу, как есть. Его не было. Мы нашли единственный вариант. Специальность называлась весьма интересно "Специалист по автосервису". Что это означало, я понял лишь спустя десять лет.
Специалист по автосервису - это такой человек, который снимает гараж и работает на себя, потому что при попытке устроиться на работу над его вышкой работодатели в голосину ржут.
Разумеется, учиться я хотел. Однако, происходило это ровно до первого экзамена. Когда на мои 300 рублей, заботливо завернутые в зачетку по заветам опытных товарищей, меня, не моргнув глазом завалили, и сказали, что это, мол, только на тройку... Я понял всю суть высшего образования: на пятерку нужно было сдавать по 500...
Учитель математики вообще пришел всего один раз, и единственной фразой, которую мы услышали, было: "Ребят, у меня к вам деловое предложение, приходите на следующий урок, сдаете мне по 500 р. и встречаемся на экзамене."
Так я понял главную суть любого бизнеса: нужно иметь бабки, чтобы быть на мази. И постепенно начал формироваться, как будущий специалист по автосервису, да и вообще по любому сервису.
Самые умные и перспективные ребята, посчитали, что этого в принципе достаточно, и отправились зарабатывать вожделенные бабки. Большинство ушло в такси, разбивать батины семерки. Многие из тех, кто перестал в тот день ходить в универ, действительно создали какие-то свои гаражи и автосервисы. Стали начальниками. Хотя, видел я этих людей давно и, как у них дела обстоят сейчас, история в моем лице умалчивает.
Я же принял полумеры: решил, что если буду иногда спать за деньги, у меня и бабки будут, и учебе это не помешает. В общем, устроился ночным сторожем.
Не понимаю людей, которые говорят, что высшее образование им не пригодилось! Ведь, будучи сторожем, я скачал с Тегоса немало книг на свой новенький телефон, купленный на деньги от заказных чертежей, и поднял свой слог на новый стратегический уровень. То есть, стал не только специалистом по раздаче взяток, но и готовым автором Дзена!
Однако моим бизнес-схемам с чертежами быстро пришел конец. Если в колледже Наталья Константиновна (за что ей огромное спасибо) перечеркивала ручкой ватманы, и все клиенты, чтобы спастись от ее гнева и получить заветный зачет, сами бежали к специалисту, то бишь, ко мне. То в институте мои инициативы сразу поглотили акулы бизнеса. Капитализм, друзья, он таков.
Перед дипломом нас собрал руководитель проекта и просто поставил перед фактом: "Материалы вам дадут, задача: прочитать и не опозориться, чертежи готовые. Сдавать по три тыщи денЯк с морды."
В общем, это был один из немногих случаев, когда я разозлился и украл у вора дубинку. Ни рубля не отдал, и мне совершенно не стыдно. Я сам собирался делать диплом, причем, не только себе, но все зарубили на корню и пришлось довольствоваться зарплатой сторожа.
Диплом я "отчитал" замечательно и даже, в отличие от многих, понимал, что нарисовано на чертежах, а вот по знаниям было ощущение, что произошла деградация - в колледже я знал и умел явно больше.
Вот так автор стал "старшим техником" и "специалистом по автосервису" - человеком с высшим техническим образованием.
На работу по специальности образование мое не повлияло ровным счетом никак, ибо в автосервисе реальном принято спрашивать, не "где ты учился?", а "что умеешь делать руками?" И рост там ценится и эффективно работает скорее горизонтальный - рост компетенций. Учиться профессии пришлось, разумеется, с нуля.
А вот в жизни образование несомненно пригодилось. Например, быть тем, кто я есть сейчас, общаться и работать с бизнесом, писать и заниматься контентом столь эффективно я бы без образования не смог.
Поэтому, когда мне говорят, что образование, мол, последние 20 лет развалили, я к этому отношусь весьма и весьма скептически. Эти самые 5 лет в колледже и три в институте я учился в то самое время развала. Каким образом учился - вы теперь знаете. Лично мое мнение: "Нечего там было разваливать! Как только страну перевели на рельсы капитализма, почти вся платная вышка превратилась в средство производства бабок из воздуха."
И почему-то я думаю, что сейчас дела обстоят гораздо лучше, ведь все это время шарашкины конторы закрывались одна за другой.
Да, в автотранспортном колледже сейчас говорят, что пацаны, мол, уже не те... Учиться не хотят, а мы были умнее. Но на самом деле проблема лишь в том, что учителя старой закалки ушли на пенсию и теперь современным ученикам крайне не хватает мотивации в лице прожигающего взгляда Ираиды Александровны и железной указки Натальи Константиновны.
Кстати, весьма интересно мне будет прочитать в комментариях, как дела с образованием обстоят сейчас, причем, не в ТОП-вых Московских вузах, где все наверняка хорошо, а на бескрайних полях родимой провинции.
Стало ли хоть на грамм лучше, или к 2022 году образование до конца развалили?
Канал, который я хочу вам сегодня показать, называется "Из филологов в программисты". Контент из разряда тех, что интересны не только слогом или юмором автора, а прежде всего имеют прикладную основу. Татьяна (филолог про специальности) старательно осваивает профессию Java-разработчика в онлайн-школе Skillbox и делится секретами.
Например, в статье "Мифы о программировании. И не мифы о программировании" можно узнать, так ли нужны программистам математика и английский?