Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир.
В  мир бесконечного разнообразия, безграничного криминала и невообразимой фальсификации. Я говорю об антиквариате, где крутятся крутые "папики" с крутыми "бабками". Где одно слово воздвигает зАмки. 
И оно же превращает всё в прах. Где профессиональный оценщик может оказаться обманутым лохом, потому что по другую сторону баррикад работают профи тоже высокого уровня.  
Эта дивная история случилась 14 октября 2011 года
в германском городке Бадене-Бадене. В Музее Фаберже.
Сначала в местной газете, затем в общегерманских новостях, позже 
в новостных блоках по всему миру и, спустя пару часов, в интернете появилось сенсационное сообщение:
"В экспозиции Музея Фаберже в немецком городе Баден-Бадене появился необычный экспонат - неизвестная работа Фаберже в стиле русского авангарда начала ХХ века."
Работа в русскоязычной версии называется "Пролетарский завтрак". Именно такой "завтрак" и прилетел мне на майские праздники в сообщениях. Я сначала подивилась на искусное творение, потом засомневалась в авторстве и с головой ушла в поиски - кто же всё-таки исполнитель этого необыкновенного новаторского натюрморта?
Но сначала атрибуция композиции, переведённая с немецкого:
"На кирпиче из красной яшмы лежит фрагмент газеты "Ведомости СПБ градоначальства", сделанный из серебра с гравировкой. Рядом
с обрывком газеты находится глазунья (желток вырезан из янтаря, белок сделан из ЭМАЛИ*). По соседству лежат две рыбы из серебра - целая и скелет. Стоит недопитый стакан водки из горного хрусталя и на краю лежит недокуренная папироса (материалы - кварц и серебро). Завершают композицию две мухи - также из серебра."
Позже объясню, почему я выделила слово "эмаль".
Камнерезно-ювелирный натюрморт изумителен своей оригинальностью 
и высоким мастерством, несмотря на похмельный уклон завтрака 
и политическую составляющую. "Октябрьский манифест" Николая II, "напечатанный" на обрывке газеты, явился прообразом будущей Конституции России.  Причём гравировка на серебре сделана 
с такой тщательностью, что кусок статьи вполне можно прочитать. 
Кто мало-мальски знаком с творчеством дома Карла Фаберже знает, какой красоты и необычности шедевры создавались ювелирами - практически единоличными поставщиками Высочайшему Двору украшений и оригинальных вещиц.
Красота ценилась нашими императорами всегда, а для большевиков изделия знаменитого ювелирного дома явились твёрдой валютой в первые годы власти. И если что-то продавалось за границу, то документы, эскизы, наброски сохранились в архиве Государственного Эрмитажа до наших дней. И нет там даже упоминания ни об одной вещицы в стиле авангард!
Значица, что?
Значица, Музей Фаберже из германского городка Баден-Бадена приобрёл... фальсификат? Неужели в наши дни, имея высоко технологичное оборудование и все необходимые химические препараты, можно попасться на "удочку" обманщиков?
А что, если фальсификация была сфабрикована нарочно?..
Давайте-ка приглядимся к Музею Фаберже, к его владельцу, к самому городку Баден-Баден, который ещё Николай Васильевич Гоголь назвал:
"...дача всей Европы. Из Парижа, из Англии, из Испании, из Петербурга наезжает сюда народ на лето вовсе не для того, чтобы лечиться, но чтобы сколько-нибудь веселее профинтить время."
А Тургенева этот Баден в регионе Баден сделал истинным немцем.
Словом, русские там всегда тусили по-взрослому, жили семьями и целыми кланами, крутили романы, веселились от души, кушали от пуза и купались, купались, купались. Именно так переводится немецкое слово "baden".
Так что если сейчас взять любого баденского немца и слегка потереть, наверняка получим русские корни😉
Ну, а некоторые современные российские нувориши решили не нарушать традиции, прикупили недвижимости и тоже обосновались в Бадене.
Так некто Александр Иванов - московский бизнесмен и коллекционер - взял и открыл на знаменитом курорте Музей Фаберже.
Опа! Один "Остап Бендер" у нас уже есть!
Музей в центре дореволюционного русского бомонда имеет отменную коллекцию непревзойдённого своим мастерством ювелира - от наградных знаков и женских украшений до шедевральных пасхальных яиц для Императорского Двора. Причём сам владелец музея Александр Иванов прекрасно разбирается в антиквариате. Им составлен полный и грамотный каталог российских ювелиров - бери, читай, сопоставляй.
И вдруг - покупка натюрморта "как-бы-Фаберже", не подтверждённого 
ни одним документом или эскизом руки Мастера?.. 
Что это?
Ляп? Случайность? Заведомая ложь? Погоня за сенсацией?
А тут, похоже, смешались две взаимовыгодных заинтересованности: очень большие деньги по одну сторону и погоня за сенсацией - по другую. Фейк взброшен в массы. Массы фейк проглотили. И Музей Фаберже в далёком Баден-Бадене снова на слуху. А если саму сенсацию приправить слухами 
и поперчить недомолвками, то она прибавит веса приобретённой композиции в антикварном мире. 
Но без второго Остапа Бендера (или нескольких) сделке фейку века 
не получилось бы случиться. Ведь кто-то же сотворил эту шедевральную вещицу, о которой больше десяти лет ведутся споры.
Кто же аффтор? Аффтора - в студию!
И тут возникает одинокая фигура петербургского резчика по камню Александра Левенталя. Почему одинокая? Потому что второй его коллега - петербургский ювелир Юрий Топтунов - слишком рано покинул наш мир. В день прощания с другом - за четыре года до описываемых событий - Левенталь опубликовал в газете "Сизиф" статью-некролог о Топтунове:
"В нашей совместной работе на тему поп-арта «Манифест
1905 года», выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич
не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из КАХОЛОНГА* и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом."
До боли знакомое описание "Пролетарского завтрака" а-ля Фаберже, 
не правда ли?
Единственное различие - в немецком переводе яичный белок сделан 
из ЭМАЛИ, в версии Левенталя - из КАХОЛОНГА или жемчужного опала (непрозрачного поделочного камня). 
Вопрос А. Иванову:
- Ну, так эмаль или кахолонг?
Молчит.
Вопрос А. Левенталю:
- Кахолонг или всё-таки эмаль?
Молчит.
А как говорится у нас? Молчание - знак согласия. Получается, что в данной фальсификации заинтересованы обе стороны - в мире антиквариата и не такое бывало!
Чего только стОит покупка Лувром (!) - музеем с мировым именем - 
у ювелира-археолога золотой тиары правившего в III веке до нашей эры скифского царя Сайтоферна, найденной на юге Российской империи.
Как оказалось, древний артефакт оказался продуктом собственного изготовления самим ювелиром. Родина умельца многое объясняет - Одесса-мама. Там таких самородков - пучками на каждом углу!
Кстати, тиара очень даже ничего. И, главное, "сохранилась" изумительно😆
Две истории - всего лишь две капельки в океане под названием "антиквариат". Сколько ещё подделок великих мастеров находится 
в музеях и частных коллекциях - никто не знает и, возможно, никогда 
не узнает. 
Ведь на каждого профессионального эксперта обязательно найдётся профессиональный мошенник с золотыми руками, острым глазом и чутьём, который проникнется эпохой Мастера и создаст шедевр не хуже оригинала.
Но были времена, когда копии с оригинала делались десятками, и никаких статей за подделки не "шилось". Наоборот, чем больше копий, 
тем выше похвала автору оригинала. 
Об этом вы можете прочитать в моих статьях👇
Самое смешное, что пока готовила материал по "Пролетарскому завтраку", увлеклась другой темой, весьма близкой русскому человеку. Без этого предмета и чай - не чай в поезде, и водка горше, и печенюшки разные 
по форме получаются. Да, вы не ошиблись - самое время поговорить 
о гранёном стакане. 
Но об этом - в следующей статье. Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ
И обязательно посмотрите замечательный фильм режиссёра Уильяма Уайлера "Как украсть миллион", 1966 г. В картине играют замечательные актёры - прелестная Одри Хепберн и голубоглазый красавиц Питер О'Тул.
#история россия #карл фаберже #ювелирное искусство #фальсификация прошлого #музеи мира
Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!