Найти в Дзене
Белая Орхидея

А был ли пролетарским завтрак от Фаберже?

Оглавление

Сегодня мы с вами окунёмся в удивительный мир.

В мир бесконечного разнообразия, безграничного криминала и невообразимой фальсификации. Я говорю об антиквариате, где крутятся крутые "папики" с крутыми "бабками". Где одно слово воздвигает зАмки.
И оно же превращает всё в прах. Где профессиональный оценщик может оказаться обманутым лохом, потому что по другую сторону баррикад работают профи тоже высокого уровня.

Эта дивная история случилась 14 октября 2011 года

в германском городке Бадене-Бадене. В Музее Фаберже.

Сначала в местной газете, затем в общегерманских новостях, позже
в новостных блоках по всему миру и, спустя пару часов, в интернете
появилось сенсационное сообщение:

"В экспозиции Музея Фаберже в немецком городе Баден-Бадене появился необычный экспонат - неизвестная работа Фаберже в стиле русского авангарда начала ХХ века."

Работа в русскоязычной версии называется "Пролетарский завтрак". Именно такой "завтрак" и прилетел мне на майские праздники в сообщениях. Я сначала подивилась на искусное творение, потом засомневалась в авторстве и с головой ушла в поиски - кто же всё-таки исполнитель этого необыкновенного новаторского натюрморта?

Неизвестный Фаберже. Фаберже ли?..
Неизвестный Фаберже. Фаберже ли?..

Но сначала атрибуция композиции, переведённая с немецкого:

"На кирпиче из красной яшмы лежит фрагмент газеты "Ведомости СПБ градоначальства", сделанный из серебра с гравировкой. Рядом
с обрывком газеты находится глазунья (желток вырезан из янтаря, белок сделан из ЭМАЛИ*). По соседству лежат две рыбы из серебра - целая и скелет. Стоит недопитый стакан водки из горного хрусталя и на краю лежит недокуренная папироса (материалы - кварц и серебро). Завершают композицию две мухи - также из серебра."

Позже объясню, почему я выделила слово "эмаль".

Пролетарский завтрак (фрагмент).
Пролетарский завтрак (фрагмент).

Камнерезно-ювелирный натюрморт изумителен своей оригинальностью
и высоким мастерством, несмотря на похмельный уклон завтрака
и политическую составляющую. "Октябрьский манифест" Николая II, "напечатанный" на обрывке газеты, явился прообразом будущей Конституции России. Причём гравировка на серебре сделана
с такой тщательностью, что кусок статьи вполне можно прочитать.

Пролетарский завтрак (фрагмент).
Пролетарский завтрак (фрагмент).

Кто мало-мальски знаком с творчеством дома Карла Фаберже знает, какой красоты и необычности шедевры создавались ювелирами - практически единоличными поставщиками Высочайшему Двору украшений и оригинальных вещиц.

Красота ценилась нашими императорами всегда, а для большевиков изделия знаменитого ювелирного дома явились твёрдой валютой в первые годы власти. И если что-то продавалось за границу, то документы, эскизы, наброски сохранились в архиве Государственного Эрмитажа до наших дней. И нет там даже упоминания ни об одной вещицы в стиле авангард!

Значица, что?

Значица, Музей Фаберже из германского городка Баден-Бадена приобрёл... фальсификат? Неужели в наши дни, имея высоко технологичное оборудование и все необходимые химические препараты, можно попасться на "удочку" обманщиков?

А что, если фальсификация была сфабрикована нарочно?..

Давайте-ка приглядимся к Музею Фаберже, к его владельцу, к самому городку Баден-Баден, который ещё Николай Васильевич Гоголь назвал:

"...дача всей Европы. Из Парижа, из Англии, из Испании, из Петербурга наезжает сюда народ на лето вовсе не для того, чтобы лечиться, но чтобы сколько-нибудь веселее профинтить время."

А Тургенева этот Баден в регионе Баден сделал истинным немцем.

Словом, русские там всегда тусили по-взрослому, жили семьями и целыми кланами, крутили романы, веселились от души, кушали от пуза и купались, купались, купались. Именно так переводится немецкое слово "baden".

Так что если сейчас взять любого баденского немца и слегка потереть, наверняка получим русские корни😉

Ну, а некоторые современные российские нувориши решили не нарушать традиции, прикупили недвижимости и тоже обосновались в Бадене.

Так некто Александр Иванов - московский бизнесмен и коллекционер - взял и открыл на знаменитом курорте Музей Фаберже.

Опа! Один "Остап Бендер" у нас уже есть!

Музей в центре дореволюционного русского бомонда имеет отменную коллекцию непревзойдённого своим мастерством ювелира - от наградных знаков и женских украшений до шедевральных пасхальных яиц для Императорского Двора. Причём сам владелец музея Александр Иванов прекрасно разбирается в антиквариате. Им составлен полный и грамотный каталог российских ювелиров - бери, читай, сопоставляй.

И вдруг - покупка натюрморта "как-бы-Фаберже", не подтверждённого
ни одним документом или эскизом руки Мастера?..

Что это?

Ляп? Случайность? Заведомая ложь? Погоня за сенсацией?

А тут, похоже, смешались две взаимовыгодных заинтересованности: очень большие деньги по одну сторону и погоня за сенсацией - по другую. Фейк взброшен в массы. Массы фейк проглотили. И Музей Фаберже в далёком Баден-Бадене снова на слуху. А если саму сенсацию приправить слухами
и поперчить недомолвками, то она прибавит веса приобретённой композиции в антикварном мире.

Но без второго Остапа Бендера (или нескольких) сделке фейку века
не получилось бы случиться. Ведь кто-то же сотворил эту шедевральную вещицу, о которой больше десяти лет ведутся споры.

Кто же аффтор? Аффтора - в студию!

И тут возникает одинокая фигура петербургского резчика по камню Александра Левенталя. Почему одинокая? Потому что второй его коллега - петербургский ювелир Юрий Топтунов - слишком рано покинул наш мир. В день прощания с другом - за четыре года до описываемых событий - Левенталь опубликовал в газете "Сизиф" статью-некролог о Топтунове:

"В нашей совместной работе на тему поп-арта «Манифест
1905 года», выполненной в виде натюрморта, Юрий Николаевич
не пожалел сил на виртуозное выполнение мельчайших элементов: обрывка газеты, мух, ползающих по яичнице из КАХОЛОНГА* и янтаря, окурка около хрустального стакана, скелетика кильки. Все эти элементы, расположенные на плоскости дореволюционного кирпича, сделанного из сургучной яшмы, выглядят настолько натурально, что кажутся реальными, а не выполненными из серебра. Именно натурализм изображения делает композицию истинным поп-артом."

До боли знакомое описание "Пролетарского завтрака" а-ля Фаберже,
не правда ли?

Единственное различие - в немецком переводе яичный белок сделан
из
ЭМАЛИ, в версии Левенталя - из КАХОЛОНГА или жемчужного опала (непрозрачного поделочного камня).

Вопрос А. Иванову:

- Ну, так эмаль или кахолонг?

Молчит.

Вопрос А. Левенталю:

- Кахолонг или всё-таки эмаль?

Молчит.

А как говорится у нас? Молчание - знак согласия. Получается, что в данной фальсификации заинтересованы обе стороны - в мире антиквариата и не такое бывало!

Чего только стОит покупка Лувром (!) - музеем с мировым именем -
у ювелира-археолога
золотой тиары правившего в III веке до нашей эры скифского царя Сайтоферна, найденной на юге Российской империи.

Как-бы-древняя тиара - вещица современного ювелира-мошенника.
Как-бы-древняя тиара - вещица современного ювелира-мошенника.

Как оказалось, древний артефакт оказался продуктом собственного изготовления самим ювелиром. Родина умельца многое объясняет - Одесса-мама. Там таких самородков - пучками на каждом углу!

Кстати, тиара очень даже ничего. И, главное, "сохранилась" изумительно😆

Две истории - всего лишь две капельки в океане под названием "антиквариат". Сколько ещё подделок великих мастеров находится
в музеях и частных коллекциях - никто не знает и, возможно, никогда
не узнает.

Ведь на каждого профессионального эксперта обязательно найдётся профессиональный мошенник с золотыми руками, острым глазом и чутьём, который проникнется эпохой Мастера и создаст шедевр не хуже оригинала.

Но были времена, когда копии с оригинала делались десятками, и никаких статей за подделки не "шилось". Наоборот, чем больше копий,
тем выше похвала автору оригинала.

Об этом вы можете прочитать в моих статьях👇

О гетере, которая дарила любовь и при этом имела репутацию добропорядочной женщины
Белая Орхидея15 марта 2022

Самое смешное, что пока готовила материал по "Пролетарскому завтраку", увлеклась другой темой, весьма близкой русскому человеку. Без этого предмета и чай - не чай в поезде, и водка горше, и печенюшки разные
по форме получаются. Да, вы не ошиблись - самое время поговорить
о гранёном стакане.

Но об этом - в следующей статье. Так что не расходитесь - ПРОДОЛЖЕНИЕ

И обязательно посмотрите замечательный фильм режиссёра Уильяма Уайлера "Как украсть миллион", 1966 г. В картине играют замечательные актёры - прелестная Одри Хепберн и голубоглазый красавиц Питер О'Тул.

#история россия #карл фаберже #ювелирное искусство #фальсификация прошлого #музеи мира

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на мой канал - это вдохновляет автора!