1. Что делать, чтобы наилучшим образом подготовиться к школе?
Самое лучшее, что вы можете сейчас сделать - это приучить ребенка к самостоятельности. Если ребенок привык к тому, что его постоянно опекают и указывают ему, что и как необходимо делать, в начале учёбы могут выявиться большие проблемы с мотивацией и самоорганизацией.
Если в школе нет групп продленого дня, то малышу, вполне возможно, придется какое-то время проводить одному в квартире, добираться до кружков или групп временного пребывания за пределами школы... одним словом, быть как можно более самостоятельным и организованным. Даже если рядом есть заботливые бабушки и тетушки, готовые присмотреть за новоиспеченным школьником, ему всё равно придётся выйти на новый уровень самостоятельности.
Многие пренебрегают подобными, казалось бы, банальными вещами именно из-за их обыденности и общеизвестности, но, если ребенок никогда раньше с такими ситуациями не сталкивался, ему попросту неоткуда взять модель поведения в них. Поэтому самые полезные для школьника навыки - это умение ориентироваться на улице, знание пути, которым он может добраться от дома до школы и обратно (даже, если обычно его сопровождают взрослые), правила безопасного общения с другими людьми и т.п. Если ребенку предстоит проводить некоторое время дома без взрослых, убедитесь, что он знает, как себя вести в чрезвычайных ситуациях, в том случае, когда в дверь звонят незнакомые люди и т.д., как позвать на помощь старших, как вызвать "скорую помощь", полицию, пожарную службу.
Обязательно объясните ребенку, что и как ему предстоит делать в школе. Если есть возможность ходить на курсы подготовки именно в ту школу, куда ребенок пойдет учиться, - это неплохо, и не столько из-за полученных знаний, сколько прежде всего потому, что он познакомится с ситуацией в целом, с будущими одноклассниками, с тем зданием и помещениями, где ему предстоит в дальнейшем провести много времени. Если вы думаете, что это не так уж и важно, приведём всего один факт: до 80 процентов первоклассников узнают о том, где в школе находится туалет, только в конце второго месяца учебы, - чаще всего малыши просто стесняются спросить об этом.
Поэтому пока в вашем распоряжении есть летние месяцы - посвятите их не только отдыху, но и развитию самостоятельности будущего первоклассника. Давайте ему несложные задания - купить что-нибудь самостоятельно в ближайшем к дому магазине, перейти улицу по переходу со светофором (родители при этом должны быть неподалеку) и т.п. Можно почитать и обсудить с малышами прекрасную книгу Саиды Сахаровой "Чудеса в решете". Ее герои - Саша и Маша - тоже будущие первоклассники; перед школой они под руководством старшеклассницы уделяют внимание не столько книжно-письменным навыкам, сколько как раз развитию самостоятельности в школе и дома.