Найти тему
Мысли инженера

Антикризисный план для АвтоВАЗа: двигатели для бюджетных версий

Двигатель 21182. Фото: АвтоВАЗ
Двигатель 21182. Фото: АвтоВАЗ

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня давайте кратко рассмотрим гамму силовых агрегатов, которую АвтоВАЗ мог бы применить на новой Калине.

До этого мы обсуждали то, что сейчас было бы самое время создавать новое семейство ДВС, избавленных от тлетворного влияния Запада без оглядки на наследие "восьмёрки", и что было бы логично создавать их на базе некоего "идеального цилиндра", чей объём должен быть порядка 611 см3 при диаметре цилиндра 92мм и ходе поршня 92мм.

Так, для новой Оки у нас получился 2-цилиндровый восьмиклапанный двигатель с одним фазовращателем, распределённым впрыском топлива и отсутствием всяких "улучшенных технологий" вроде электрической помпы и пр., мощностью чуть более 80 л.с. и крутящим моментом порядка 117 н*м. Для Калины этот крутящий момент маловат.

Следующий же, 3- цилиндровый, мотор объёмом 1,8л, с непосредственным впрыском, изменяемым ходом клапанов и многими другими изысками мощностью почти 150 л.с., уже явно избыточен для весьма бюджетной и простой машинки.

Давайте же порассуждаем, что могло бы заполнить этот пробел.

Имеем: легковой авто б-класса, максимально бюджетный, но довольно крупный (база 2550мм), с высокой пассивной безопасностью и массой базовой пустой версии около 1050-1100 кг.

Также, автомобиль не должен отталкивать потенциального консервативного покупателя кучей новых и не проверенных решений по силовому агрегату.

1. В таком случае, логично будет предложить ему в качестве базовой версии старый проверенный чугунный мотор ВАЗ-21182 со старой же 5-ступкой ВАЗ-2180. Конечно, под новый кузов придётся разработать подвеску силового агрегата, тросы сцепления и КПП, часть выхлопной системы. Однако, это не очень большие инвестиции, зато много плюсов:

  • невысокая "входная стоимость" авто. На момент публикации данного материала (21.05.2022) нынешняя Гранта стоит от 727 т.р. по официальному прайсу. Есть вероятность, что авто нового поколения в аналогичной версии "барабан", да ещё без крашеных бамперов и центрального замка, например, может стоить не более 800 т.р. с аналогичным силовым агрегатом. Только это уже будет другое по ощущением авто - примерно как Веста (устойчивое, точное по рулению, просторнее и более тихое - а в Весте при проектировании большое внимание уделяли структурным шумам кузова и безопасности);
  • доверие большого числа консервативных клиентов;
  • позволит избежать провала продаж в случае проблем с новыми силовыми агрегатами;
  • запчасти есть на каждом углу, понятно в целом, чего ждать от мотора.

2. В качестве второго силового агрегата в гамме, уже можно предложить 3 - цилиндровый мотор нового поколения, но несколько упрощённый:

  • уменьшение хода поршня до 84мм за счёт нового коленвала, небольшое уменьшение диаметра цилиндра до 89мм за счёт другой отливки блока или гильз - получение рабочего объёма 1,6л;
  • упразднение непосредственного впрыска, фазовращателя на выпуске, обычные распредвалы без изменения фаз открытия клапанов, отсутствие электрического водяного насоса, остаётся один фазовращатель и впуск переменной длины;
  • возможно, под это можно уменьшить высоту блока, если всё равно менять отливку, но тут нужно исходить из соображений массы и унификации оснастки, неизвестно, стоит ли это делать, без экономических расчётов;

такой мотор мог бы иметь около 113-115 л.с. и 155н*м, при относительно простой конструкции и очень высокой унификации с остальными агрегатами гаммы. Да, у него были бы свои поршни, шатуны, коленвал, отливка ГБЦ, распредвалы, впускной коллектор, выпускной и много чего ещё. Но это всё равно не большие отличия, чем, например, у моторов 21127 и 21179, которые были, тем не менее, внедрены в производство.

К тому же, этот мотор, будучи схож по отдаче с 21127, должен быть заметно экономичнее за счёт описанных мною ранее мер (например, площадь поверхности камеры сгорания у него будет примерно на 9% меньше, чем у 21126), и вообще, должен стать самым массовым в гамме - кроме Калины, он подойдёт в качестве базового на Весту, новый компактный кроссовер и "каблучок", а может, и на Ниву.

Да, конечно, есть и минусы - алюминиевый блок, рокеры клапанов с подшипниками, затраты на разработку - всё это скажется на отпускной стоимости. Также, блок цилиндров рассчитан на большие нагрузки, что ведёт к некоему переизбытку массы - на уровне, наверное, не менее 10кг. Хотя, если делать свою отливку, то от этого минуса можно избавиться. И в нынешних реалиях, доплатить порядка 40 - 50 тысяч за мотор нового поколения, более экономичный (не забываем также про новую 6ст-кпп), резвый и с большим ресурсом - не так много. Ну а 1,8 можно оставить и для более весёлых версий, верно?

Всем мира и добра, спасибо за внимание.