Найти тему
Валаамский монастырь

Испытания жизни – это способ проявить свою веру в Бога

Каждый, наверное, хоть однажды задумывался: а зачем я живу на земле? Готовые общеизвестные ответы типа «построить дом, вырастить сына и посадить дерево» если и приносят некоторое успокоение, то весьма ненадолго. И при виде руин некогда великолепных строений, могил с юными лицами на фотографии, этот вопрос снова начинает беспокоить с каждым разом всё сильнее и сильнее. Общественное благо, благо родной страны… Но читаем о некогда могучих державах и народах, ныне ставших достоянием Истории – и понимаем, что вопрос о цели и смысле бытия вновь подобно линии горизонта притягивает взгляд своей недосягаемостью. И тогда ум, в поиске некой извечной, неизменной истины, неизбежно приходит в область веры, в область духа.

Те, кому посчастливилось стать частичкой Церкви, знают, что Христос – ответ на все вопросы. Вот уже более двух тысячелетий христианство даёт наиболее полные и исчерпывающие ответы на самые глубинные проблемы бытия. Но главное преимущество христианской традиции в том, что она и только она ставит человека в ситуацию осознанного и непосредственного общения с Богом.

Бог говорит с нами на языке, охватывающем все сферы жизни: на языке Священного Писания и Предания Церкви, через обстоятельства, через мысли, возникающие в нас. Он говорит с нами через людей – как наших современников, так и живших здесь некогда прежде нас. Язык этот очень сложен для нашего понимания. И одной из задач Церкви является обучение этому богообщению. В Церкви мы учимся: учимся понимать этот мир, учимся понимать людей, учимся понимать себя – учимся понимать отношение Бога к Своему творению. Учимся жизни. И, как в любом процессе обучения, в этой «школе жизни» есть множество предметов и дисциплин. Один из главных предметов, согласно учению Церкви, звучит как «непрестанное вкушение от древа познания доброго и злого – дабы отличать первое от второго, и, отвергнув одно, выбрать другое». Но, как мы можем видеть из наличия такого явного и огромного разнообразия вкусов и взглядов – дело это весьма непростое, и требует усилий на протяжении всей жизни.

-2

Все конфликты этого мира сводятся к тому, что у людей различное субъективное понимание добра и зла. И каждый считает правым себя, что и порождает этот вечный конфликт маленьких индивидуальных истин. Выход из этой войны всех против всех только один – некая объективная универсальная Истина. Если можно так выразиться – настоящая Истина. Ибо, как хорошо известно ещё с глубокой древности – двух истин быть не может. Именно таковая абсолютная Истина и была явлена человечеству около двух тысяч лет назад в Иудее. Эта Истина – личность Христа. «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко отцу, токмо мною» (Ин. 14:6). А значит, познание Истины есть познание Христа. Собственно, всё учение Церкви, всё её многовековое существование сосредоточено на личности Христа – на сохранении и передачи всей полноты богопознания.

Познание Христа, понимание Истины возможно, как и любое познание, в непрерывном стремлении, постоянном усилии всё полнее и глубже проникнуть в познаваемое и усвоить его – сделать частью себя уже обретённое знание. В процессе же богопознания верный и безошибочный путь только один: тот, что указан самим Сыном Божиим – следование Его заповедям. Жизнь по заповедям Божиим, собственно и есть следование за Христом и любовь ко Христу. Но, как и в любом процессе обучения, в этом есть две составляющие: теория и практика. Как невозможно сделать что-либо без специальных знаний и навыков, так и делание заповедей предполагает ознакомление, заучивание и практическое исполнение. Т.е. человек в процессе самой своей жизни постепенно начинает руководствоваться не собственными «хочу – не хочу, нравится – не нравится», не своей маленькой индивидуальной истиной, а божественными заповедями. «Это хорошо (плохо) не потому что мне так кажется или хочется, а потому что так учит Церковь. И я следую в данном случае не собственному суждению и воле, но поступаю так как этого ждёт от меня Господь».

Здесь очень ярко проявляется роль Церкви. Ибо человек, решивший следовать по Пути (как именовалось Учение в первых общинах христиан), но всем своим прежним жизненным опытом приученный руководствоваться собственным мнением – абсолютно не способен объективно оценить точность собственного понимания Откровения и степень своего ему соответствия. Лишь церковная община способна со стороны заметить отклонения от заповедей в образе мыслей и поведении своих членов и своевременно их исправить.

Папа со своими детьми
Папа со своими детьми

Из того, что Христос назвал себя Учителем, а своих последователей учениками, следует – что сами обстоятельства нашей жизни, как происходящие от Бога, суть необходимая составляющая непрестанного обучения в диалоге. А значит, здесь имеют место и новый материал, и повторение пройденного, и простые задачи, и задания «повышенной трудности». При этом «программа обучения» каждому подбирается индивидуально – что мы и видим во всём многообразии человеческих судеб. Таким образом, то, что мы воспринимаем как жизненные испытания – есть ни что другое, как своего рода экзамены на наш духовный возраст. Что мы выберем: Христа или нечто иное – утешение плоти, выгоду, покой, безопасность, здоровье, почёт и уважение в обществе? И насколько болезненно и нелегко бывает порой не только поступить по заповеди, но даже понять – что именно требуется от нас в данном конкретном случае, на какую заповедь эта задача – хорошо известно всем, кто решился следовать за Учителем. А чувство тяжести, скорби либо наоборот – глубокой внутренней радости от этого следования может подсказать нам меру нашего духовного преуспеяния.

Подобно тому как растут дети – духовный рост идёт постепенно, проходя различные этапы. То, что вначале кажется трудным, непонятым или вовсе невозможным, через некоторое время становится простым и естественным. Это справедливо и по отношению к молитве, и к исполнению заповедей, и всем аспектам духовной жизни. И по мере возрастания в вере, накопления опыта христианской жизни – возрастает и любовь к Богу и Его творению. Так незаметно для человека «приходит Царствие Божие» (Лк. 17:20), и вера в Бога сменяется на веру Богу. Душа начинает жить в непрерывном общении любви со своим Творцом, понимая и полностью принимая все обстоятельства своей жизни.

Наш сайт: https://valaam.ru/

#ВАЛААМ #духовная жизнь #вера #православие