Жозефина Батлер – английская феминистка, одна из ключевых фигур движений за эмансипацию женщин в викторианскую эпоху. Батлер боролась за избирательные права женщин, их право на образование и защиту от насилия, против детской проституции и работорговли. Чтобы убедить британскую общественность в том, что женщины имеют право на образование и участие в политике, Батлер опиралась на цитаты из Библии и доказывала, что Бог создал мужчин и женщин равными.
Читайте отрывок из книги её воспоминаний, чтобы узнать, как феминистки понимали эмансипацию в XIX веке.
Как я понимаю эмансипацию
... Поэтому пишу эти строки, обращаясь просто к друзьям с объяснением, а не с целью вступить в пререкания. Поставленный вопрос можно для большей ясности, формулировать следующим образом: «Как это г-жа Батлер, враг всех предрассудков и условностей, делающих женщину жертвой всевозможных несправедливостей, может оставаться членом христианской евангелической церкви?» Попытаюсь ответить.
Я давно уже заметила, что почти все писатели, занимающиеся вопросом о положении женщины в обществе и об отношении ее к мужчине, признают авторитет только апостола Павла. Начиная от первых времен христианства и до наших дней люди всевозможных религиозных убеждений говорили и писали на эту тему. Они выдавали свои теории за истины, почерпнутые из евангельского учения, но большей частью они не справлялись прямо с учением Христа, они руководились только старинными пояснениями истин, данных нам Спасителем, а не самими истинами. Поэтому они впали в заблуждения, которых легко избежать, если оставаться верными самому источнику правды, то есть Христу, и только Ему...
Разве сам Христос не говорил евреям: «Вы презрели закон Моисея, чтобы сохранить свои обычаи и предания». Нечто подобное произошло в христианстве. Видя смешение понятий, существующее среди христианских писателей и среди материалистов относительно некоторых социальных принципов, я обращаюсь ко Христу, а не к церкви, не к догматам и традициям, даже не к тому апостолу, который о социальных вопросах сказал: «Я вам даю совет, а не приказание». Есть Некто, Кто выше апостола Павла, и настало время вспомнить о нем.
Итак, я обращаюсь ко Христу как к единственному источнику существенных и вечных истин: разум говорит нам, что мы должны применять эти истины сообразно времени, сообразно преобразованию и постепенному развитию человеческого общества.
Во все времена, особенно в мрачный период, предшествовавший Реформации, были люди в меньшинстве, конечно, вся жизнь которых была протестом против капризного и изменчивого учения церкви относительно женщины. В эпоху Лютера и пуритан это верующее меньшинство протестовал также против узости толкования Св. Писания в этом вопросе.
Все эти верующие люди проповедовали равенство мужчины и женщины, равенство всех человеческих рас. Равенство, объявленное Христом, имеет широкие и глубокие основания. Пока этот принцип равенства не будет принят христианством, не будет признан законом и религией, — до тех пор будут продолжаться несправедливость, несчастье и нужда.
У негров в Соединенных Штатах до их освобождения ум и способность до такой степени обострились под гнетом невольничества, что даже наименее просвещенные из них самостоятельно выработали принципы свободы, чего так боятся те, которые обладают всеми привилегиями. Согнувшись во время тяжелой работы на сахарных плантациях, они жадно читали Св. Писание и искали в нем осуждение невольничества. И доказательства, найденные этими бедными неграми, были так ясны и показались настоль опасными их хозяевам, что эти последние из предосторожности запретили всем своим невольникам чтение Библии.
Нужно ли говорить о том, что не Моисей и не апостол Павел открыли им глаза на то, что свобода и равенство представляют для человечества Божественный закон; нет, они поняли это из слов самого Христа. Они углублялись в Его Божественное учение. Точно так же, обращая взор на Христа, взор, обостренный состраданием и внимательным изучением положения вещей, ясно противоречащих божественному идеалу справедливости, молчаливое меньшинство женщин во все времена, но особенно в последние годы пришло к выводам, которые раньше считались бы опасными и революционными.
Из числа деяний Христа, предназначенных для установления в общественной жизни руководящего принципа, самые замечательные те, которые относились к женщинам. Все случаи, в которых играла роль женщина, Христос отмечает «освобождением», безразлично, идет ли дело о милости или об отказе.
В одном случае он освобождает женщину от рабского подчинения закону. В глазах присутствующих подобный поступок должен был показаться опасным, так как в этом могли видеть желание уравнять права мужчин и женщин: с одной стороны, Христос совершенно освобождает женщину от последствий тиранического закона, с другой — указывает присутствующим мужчинам и всем мужчинам вообще на долг, от которого они уклонялись, сваливая всю тяжесть вины на женщину и подвергая ее в случае уклонения страшной казни, предписываемой их варварскими постановлениями. Тогда все они удалились: они не в состоянии были вынести ослепительного света, ярко осветившего преступную совесть каждого из них. Женщина осталась одна. Она была свободна.
Еще пример. По дороге, ведущей к подножию холма, где был расположен город Наин, Христос встречает похоронный кортеж, направлявшийся на кладбище. Одинокая вдова сопровождала гроб, в котором покоилось тело ее единственного сына. Она не видела Спасителя: лицо ее было омрачено горем, глаза затуманены слезами, она не говорила ни слова. Увидев ее, Христос проникся состраданием к ней и сказал: «Не плачь». Возвратив юношу к жизни, Он избавил женщину от тяжелого горя.
Христос освобождает каждую из этих женщин от разнообразных страданий, и это разнообразие еще более подымает значение того участия, которое Спаситель принял в освобождении страдалиц. Когда он служит примером сыновней любви, когда он освящает брак, предписывает повиновение законам, достойным повиновения, то мы видим, насколько Его справедливость превосходит справедливость фарисеев Его времени, да и современных. Точно так же, по моему мнению, тот, который честно изучает жизнь Христа и его учение, не может не признать, что Спаситель вводит принцип равенства и уважения к человеческой личности, этот принцип должен служить основанием нашей общественной жизни. Временами он применялся до известной степени в отношениях людей между собою, но остался мертвой буквой относительно женщин. Между тем Христос применил к ним этот принцип в особенно ясной форме...
Мои друзья поймут, почему я, обращая взоры к моему Спасителю, взяла девизом слова поэта Вайтира, поместив их в заголовке моего скромного журнала.
«Повсюду, где выступают пионеры свободы, повсюду, где борются и падают ее друзья и враги, я знаю, какое место мне надлежит занять».
Мои друзья также поймут, почему я уже давно определила свое место. О, как я счастлива этому! Место это возле женщины городских трущоб. Она была грешницей, но Спаситель ее и мой сказал о ней — Он может сказать то же самое обо мне:
«Она не переставала целовать мне ноги».