Лекция Андрея Богославского
Когда у нас родилась идея посмотреть и обсудить эту картину, первый вопрос, который мы услышали от наших друзей, звучал так: “Почему 9 мая вы хотите показать именно этот фильм?”.
Часть 1. До просмотра.
У военных фильмов есть определенная проблематика, которую очень тонко подметил американский писатель Курт Воннегут. Когда он задумал писать книгу о войне, он поехал к своему другу и сослуживцу для того чтобы вместе вспомнить пережитое. Разговаривая о войне, а Воннегут сам воевал, был в плену у немцев, пережил бомбежку Дрездена, писатель заметил, что жена его друга не рада их встрече и относится к нему крайне негативно. На вопрос “В чем причина такого отношения?” жена друга ответила: “Вы были совсем детьми на той войне, Вы ничего не понимали. А вы когда напишете книгу, её экранизируют, снимут фильм, в котором главные роли сыграют злобные стариканы (такие как Фрэнк Синатра и Джон Уэйн), а эти люди обожают войну. Фильм получится таким, что людям будет казаться, будто война - это хорошо, замечательно, и войны будут продолжаться. А воевать и гибнуть в них будут такие же дети, как те, которые спят у меня на втором этаже. Это и есть причина моего негативного к Вам отношения”. И тогда Курт Воннегут поклялся этой женщине написать такую книгу, в которой не будет места “злобным стариканам”, и свою клятву исполнил. Книга, к слову, называется «Бойня номер пять или крестовый поход детей»
Сегодня мы будем смотреть фильм, который сняли Алесь Адамович и Элем Климов, и это тоже картина, в котором нет места Фрэнку Синатре, Джону Уэйну или их советским аналогам. “Иди и смотри” был задуман обоими авторами как своего рода предостережение - оба хотели снять фильм, в котором рассказали бы о своих ощущениях (Адамович и Климов принадлежат к военному поколению); предупреждение грядущим поколениям об ужасах войны.
_
Элем Климов - известный советский режиссер и, как сказал Антон Долин, человек, творческое наследие которого нам еще предстоит осмыслить. Он снял великолепную комедию “Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!”, затем последовал фильм “Похождения зубного врача”, в 1981 году - “Агония” о Григории Распутине и последних месяцах царского режима (фильм был неудачен и лег на полку). Собственно, после “Агонии” Элем Климов задумал снять фильм о войне. Первая попытка оказалась неуспешной, вторая случилась в начале 80-х годов - и то, что мы сегодня увидим, и есть результат второй попытки.
Кто такой Элем Климов и чем он замечателен? Это режиссер, который был максимально открыт новому с точки зрения использования всевозможных технических средств. В “Иди и смотри” мы увидим одно из первых применений системы стабилизации камеры, которая позволила буквально проникнуть оператору в гущу событий, снимать непосредственно среди людей, быть частью действия. Очень большое значение имеет и звуковая дорожка фильма: с одной стороны, звукорежиссер хотел подчеркнуть реальность происходящего, в звук тонко вплетены отрывки разноязыкой речи, шумы, голоса птиц и насекомых, звуки боя, звуки леса и т.д., с другой стороны звукорежиссер умело играет на контрасте и создает когда нужно буквально апокалиптическую картину, сложное и продуманное звуковое полотно, являющееся неотъемлемой и важной частью фильма.
Кстати, при съемках были использованы настоящие боеприпасы - в том числе в сцене убийства коровы, обстрела партизанского лагеря и т.д. Использование холостых выстрелов, взрывпакетов показалось Элему Климову недостаточно впечатляющим, и он решил добиться максимального реализма. Элем Климов постарался максимально отказаться в своем фильме от профессиональных актеров и выбирал, там где это было возможно, преимущественно непрофессионалов (например, массовку составляли жители белорусских деревень, которые действительно пережили войну: староста Устин - человек, который в этих местах жил и спасался от немцев на острове среди болота). На роль командира эсэсовцев, майора СС, Климов привлеклатвийского актера Виктора Лоренца, который действительно служил в СС во время войны и который отсидел за это после войны. Лоренц не был популярным актером, и, по моему мнению, Климов позвал именно его на роль командира, потому что этот человек имел реальный опыт того, что показывается на экране.
Теперь о сценаристе. Алесь Адамович во многом является прообразом главного героя Флёры. Адамович сам был в партизанском отряде связным, после войны учился в институте. Известный белорусский филолог и писатель, многие его произведения посвящены партизанской войне. Сценарной основой “Иди и смотри” послужила “Хатынская повесть” Адамовича: именно из этой повести вышли Флёра, Глаша, партизанский отряд имени Сталина под командованием угрюмого Косача. В чем главное отличие фильма от его литературной основы? “Иди и смотри”, при всём его натурализме и тяжести, достаточно оптимистичен, он оставляет человечеству шанс. И как раз этого нет в “Хатынской повести”. Те потрясения, которые испытал Адамович, сделали из него мизантропа, он не верит в победу добра.
Художественный метод Алеся Адамовича выглядел следующим образом: он садился на автомобиль, объезжал деревни, города в поисках свидетелей войны, беседовал с очевидцами, в результате чего была написана документальная книга “Я из огненной деревни”. Эту книгу, эти свидетельства писатель использовал при создании художественной “Хатынской повести». Таким образом, Адамовича можно назвать создателем белорусского гиперреализма. Со временем этот творческий метод взяла на вооружение Светлана Алексиевич, и именно она получила за него Нобелевскую премию, которую, как считает, например, Дмитрий Быков, по справедливости должен был получить Алесь Адамович, как автор этого метода.
Перед просмотром я хочу попросить вас обратить внимание на то, как и чем фильм заканчивается, а уже после просмотра обсудим, что у фильма была и альтернативная концовка. Спасибо и хорошего просмотра.
Часть 2. После просмотра.
Почему я говорю, что фильм заканчивается на оптимистической ноте? В фильме, среди моря выстрелов, которые были произведены, был один выстрел, который не произошёл - это выстрел Флёры, который он не смог сделать, в портрет ребенка (пусть даже этим ребенком был Гитлер). В этой версии сценария мы видим, что с нашим миром не все так плохо, что есть шанс у человечества прервать замкнутый круг насилия.
В одном из интервью Элем Климов говорил, что альтернативная концовка фильма выглядела следующим образом: партизан настигает еще один ряд немцев, вспыхивает встречный бой, горят торфяники и среди дыма, гари и грязи уже непонятно где свои, а где чужие, и только бесстрастное солнце освещает это побоище. Этот первоначальный вариант ближе к книге, чем тот, который вошел в фильм. И ближе не только сюжетно, но и идеологически. По мнению Алеся Адамовича, человечество ничему не научилось, и он проводит аналогии с войной во Вьетнаме и деревушкой Сонгми. «Хатынская повесть»заканчивается достаточно пессимистически. При этом и Глаша, и Флёра у Адамовича выживут, встретятся после войны и образуют семью. А другие выжившие партизаны, в том числе и командир партизанского отряда Косач, встречаются в Хатыни и вспоминают все ужасы войны, которые им пришлось пережить. Когда же встреча заканчивается, к ним подходит шофёр автобуса и спрашивает, какой будет следующая остановка. То есть читателю намекают, что эта остановка - не конечная, и такие истории будут происходить постоянно. Есть еще одна повесть Алеся Адамовича, которая называется “Каратели”. Там описана практически та же ситуация, которую мы в фильме видим глазами Флёры - только в «Карателях» она дана глазами непосредственно тех людей, которые деревню уничтожают. Самих карателей. Ужас всей ситуации, по Адамовичу, состоит в том, что грань, которая отделяет карателей от нас, очень тонкая. И, перейдя эту тонкую грань, человек превращается в то, что мы видели на экране – в вырвавшегося из преисподней беса. Сюжет повести я рассказывать не буду, но очень советую вам прочитать это сильное, тяжелое, но при этом абсолютно гуманистическое произведение.
И последнее. Из восьми миллионов довоенного населения в Беларуси в войне погибло два миллиона, т.е. каждый четвертый белорус был убит. Население Беларуси восстановилось до предвоенного уровня только в 80-е годы, как раз когда сняли «Иди и смотри».
Я надеюсь, что, если фильм вам даже и не понравился, то по крайней мере заставил задуматься.
Спасибо за внимание.
тг-канал Андрея Богославского:
Подписывайтесь на наш тг-канал: