В этом месяце произошел первый прецедент удаления приложений и Google Play и App Store. Кажется, что полная блокировка не за горами. Сразу возникает вопрос: где будут находиться приложения, если App Store и Google Play начнут удалять все приложения, сделанные в России. На примере того, как это обходят сейчас банки — вместе с командой Adventum Mobile разбираем, как можно будет предоставлять приложения пользователям, если не в App Store и Google Play.
Ситуация с приложениями банков
Что произошло
Под удаление из App Store и Google Play попали приложения банков из SDN-списка (specially designated nationals — «специально назначенные лица»), в том числе такие крупные банки как ВТБ, Сбербанк, Альфа-Банк и другие. Также были удалены не только приложения категории онлайн-банкинга, но и инвестиционные проекты санкционных банков.
Что рекомендуют владельцы приложений
Установленные до блокировки приложения продолжают работать и банки стараются уведомлять своих клиентов о шагах, которые помогут поддерживать работу приложения даже после его удаления из магазина приложений:
- Отключить автоматические обновления приложения
- Не удалять приложения с основного экрана
- Выключить функцию автоматического удаления приложений с устройства
- Пользоваться веб и мобайл-веб версией сайта, где есть все функции мобильного приложения
- Скачивать приложение по прямой ссылке с официального сайта банка (подходил для APK-файлов на Android)
Однако удаление приложения из дистрибьюторов мобильных приложений все же сказалось на работе ВТБ Онлайн. Пользователи iPhone при попытке запустить приложение видят сообщение, что оно устарело, и его необходимо обновить. А поскольку его больше нет в App Store, это сделать невозможно.
Банки также предлагают пользователям миграцию на мобильную версию сайта и реализуют там основные функции, чтобы не потерять связь со своими клиентами и сохранить качество обслуживания и создавать иконку на рабочем столе смартфона, которая будет полностью имитировать приложение. Для этого трансформируют свое приложение в прогрессивное web-приложение.
Советы для размещения приложений, если не будет App Store и Google Play
Размещения в альтернативных магазинах приложений
Google Play и App Store делят большую часть рынка магазинов мобильных приложений. Помимо того, что сейчас реклама в этих каналах недоступна, площадки начали удалять приложения. То есть пользователь даже через органику никак не сможет найти там некоторые приложения.
Давайте разберем, какие есть альтернативы для скачивания приложений, а значит и для продолжения рекламных кампаний этих приложений.
Альтернативные магазины приложений
Уже сейчас можно начать работу над добавлением своего приложения в альтернативные магазины. Для приложения на Android альтернативу могут составить AppGallery, Samsung Galaxy Store, Mi Store, GetApps, Aptoide, GetJar, Realme.
У альтернативных магазинов приложений есть свои инструменты для продвижения. Например, в AppGallery есть поисковый и медийный форматы продвижения приложений.
Методика продвижения в альтернативных магазинах приложений схожа с классическим ASO (App Store Optimization). Поэтому они могут стать дополнительным каналом для продвижения мобильного приложения и увеличения количества пользователей.
С iOS приложениями ситуация обстоит сложнее, так как для продукции Apple трудно найти внешних дистрибьюторов, но есть способы загрузить любые неподписанные файлы с расширением «.IPA» с помощью AppCake.
Трансформация приложения в прогрессивное web-приложение
PWA (progressive web app) — технология в web-разработке. С ее помощью можно трансформировать сайт в приложение. Тогда пользователи смогут открывать его сразу в мобильном браузере, без скачивания из магазина приложений. При этом полностью сохраняется функциональность нативного приложения.
Получается, что даже при полной блокировке всех магазинов приложений, можно будет сделать веб-версию приложения по технологии PWA и давать.
Дистрибуция приложения в формате APK-файла
APK (Android Package) — формат файлов-приложений для Android и ряда других операционных систем, основанных на Android. Файл приложения имеет расширение «.APK», например «myApp.apk».
В магазинах приложений хранятся APK-файлы. И с помощью магазина пользователи загружают их в смартфон или планшет. Поэтому для продвижения приложения можно использовать APK-файлы, который будет доступен для скачивания и установки вручную.
Итак, разобрались с альтернативными способами доставки приложений до пользователя. Теперь надо понять, как в текущих условиях продвигать приложения.
Однако, с таким способом работы связано много рисков, так как источник скачивания APK-файла не всегда является проверенным и безопасным. Это дало волну активизации мошенников, которые либо обманным путем похищают данные карт, имитируя приложение банка. Либо устанавливают на устройство, скачавшего APK-файл вредоносные программы.
Выводы
Чтобы сократить риски для своих пользователей, нужно предпринять следующие шаги:
- Коммуницировать с аудиторией и направлять ее на альтернативные источники использования функционала приложения.
- Доработать мобильную версию сайта, сделать ее удобной для использования.
- Обучить своих пользователей безопасности, особенно если речь идет о финансовых приложениях.
- Разместить официальную инструкцию о скачивании APK-файла с официального сайта приложения.
- Если есть риск удаления приложения из магазина приложения — заранее подготовиться к нему и обновить приложения по последней версии, исправить баги.
- Заранее выкатить все обновления приложения и устранить все неполадки, или исправить функции, на которые чаще всего жаловались ваши пользователи.
- Пользоваться альтернативными каналами коммуникации с пользователями мобильных приложений: например, общаться и уведомлять пользователей с помощью SMM или другие каналы коммуникации.