Хорошие книги приходят ко мне окольными путями. Искала в «Лабиринте» современные издания книг Фриды Вигдоровой. Нашла. Решила заглянуть, какие еще произведения напечатаны в той же серии: это проверенный способ найти что-нибудь интересное. Но не в этот раз. Две повести израильских авторов, сама Вигдорова и эта книжка. Ни автор, ни название ничего мне не говорят. Но если издатели решили выпустить эти повести в одной серии, это что-нибудь да значит.
Вот так я открыла
«Зеленое окно» Олега Тихомирова
Повесть была написала в 1975 году. Мне кажется, в свое время она не стала событием и прошла мимо читателей спокойно. Хотя, возможно, вы меня поправите.
Чтение не затянуло меня с первой страницы, более того, на девятой главе хотела бросить. Ничего увлекательного - просто еще одна, сотая, книжка о подростках. Хорошо, что не бросила! Но почему хотела, объясню.
Судите сами. Аннотация обещает повесть о первой любви, предательстве, силе духа и выборе. Почти шекспировские страсти! На деле все намного тише и прозаичнее. Главный герой - четырнадцатилетний Эдик. Обычный парнишка: гоняет в футбол с мальчишками во дворе, обожает машины, треплет девчонок за косы. Ничего нового. Событий в тексте много, но ни одно не является сюжетообразующим. Просто жизнь...
А между тем, это почти уникальная книга. Она чуть ли не единственная предназначена именно для подростков, а не для их родителей. Нет, формально все, о чем мы здесь говорим, - детские произведения. Но пользы для взрослых несут подчас больше. В этой же повести взрослых почти нет, нет проблем, с ними связанных. Им нечему учиться. Но я бы не спешила отказываться от чтения.
История рассказана самим Эдиком, мы видим его мысли, сомнения, страдания и решения. Главный герой не идеальный подросток. Он часто ввязывается в драки, может обозвать девчонку. И все же я хотела бы, чтобы мой сын вырос таким человеком. Знать бы, как это сделать? Но как таким вырос Эдик, автор не отвечает.
В повести действительно есть любовь и немножко предательства. В соседний подъезд приехала Таня, юная артистка Уярского театра. Она поразила Эдика тем, что не испугалась его кулаков, не отступила. И началась крепкая красивая дружба с надписью «Таня+Эдик=» и отсутствующим продолжением. Чувства есть, а смелости их выразить пока нет. Но в дело вступает товарищ Эдика Виталька, и начинается противостояние длиной в книгу. Этот похрабрее, поярче, понаглее. Ему не жалко быть третьим и примазаться, например, к походу в кино. А Эдик третьим (лишним?) быть не хочет и остается дома. Один раз, другой, третий. А потом уже не зовут.
Этот добрый мальчишка самоустраняется и хочет «вырвать любовь из сердца», как советуют взрослые книги. Но не получается.
Он ничего о себе не говорит, а автор не дает ему оценок. За героя говорят его поступки. Вот случай с художником-пьяницей дядей Васей, который напал на иностранного гражданина (а немец этот во время войны сидел в штабе фашистов и допрашивал художника). Из милиции его отпустили, но Эдику хочется справедливости, и он решает разбить машину иностранца, прекрасный «мустанг». Неважно, получилось ли, важна отзывчивость, умение почувствовать чужую беду.
Или вот истории во время поездки в Москву. Подошел к плачущей студентке со словами: «Все еще будет хорошо». Трусил, а обратился. Вернул неприятной официантке выроненную десятку (а та еще брать не хотела, замотанная заказами). Полдня потратил на поиски дома заблудившейся старушки (чудо: вышла из дома, а вернуться не смогла, так как адреса не знала). А как он пытался почувствовать необходимость Левитана...
Мне думается, если бы родитель или учитель (особенно учитель!) смог убедить ребенка прочитать эту книгу, она стала бы отличным поводом к серьезному разговору. Почему хорошие девушки выбирают пустых красавцев? Надо ли себя ломать, чтобы стать на них похожим? Кого можно назвать настоящим другом: того, кто узнал о готовящемся тобой преступлении и промолчал, или того, кто рассказал взрослым, стараясь уберечь от ошибки? Если твой друг висит над пропастью (в прямом и переносном смысле) и в случае попытки помочь может утащить на дно тебя, нужно ли помогать? Или лучше один целый, а не два поломанных? Всегда ли люди злые, потому что злые? Или иногда потому что несчастные (усталые, больные)?
Эта повесть напомнила мне произведение современного детского писателя Нины Дашевской «Я не тормоз»: тот же цельный, хотя и мятущийся, хороший, настоящий человек двенадцати лет. Есть в Эдике и что-то от крапивинских мальчиков, только он проще и ближе.
Повесть рекомендую! Не ищите в ней экшена, приключений, страстей. Но я вот что-то нашла, раз все время, пока читала, сидела с мокрыми глазами. И обязательно куплю бумажную книгу для домашней библиотеки.
Может, вы уже читали «Зеленое окно»? Сейчас проверила, и оно, оказывается, есть в моем списке «150+»: значит, хотя бы один из вас точно читал :)
Другие произведения о взрослении читайте здесь:
Спасибо, что прочитали!