Найти тему
Руслан Нигматуллин

«Штрафы от Торговых Сетей РФ» + Видео-урок

В своем курсе «PROТорговые сети» я подробно рассказываю о том, какие бывают штрафы. В этой статье бегло пробегусь по штрафам, акцентируя твое внимание на том, что штраф — это не приговор, его можно оспорить и с ним можно работать.

Штраф за недопоставку. Допустим, ты привез товар не в полном объеме: необходимо было привезти 1000 единиц, а ты привез 800. В таком случае тебе выставят % штрафа, прописанный в договоре, на недопоставленные 200 единиц товара. Этот штраф можно избежать, если накануне/за день/за пару дней до поставки предупредить байера о том, что ты не сможешь привезти 1000 единиц, и попросить изменить заказ до 800 единиц.

Также штраф за недопоставку будет начислен, если ты не сдал свой товар. Ты привез 1000 единиц товара — но он не прошел по качеству: на приемке было допущено превышение процента по браку, и вся твоя поставка отправилась обратно. В таком случае штраф будет выставлен на полные 1000 единиц. Вот тут тебе в помощь инструмент «замена»: ты можешь отменить этот штраф, если в этот же день привезешь новый качественный товар и сдашь его. Замену и довоз я разбираю отдельным блоком на своем курсе.

Штраф за опоздание — это не самый распространенный вид штрафа, однако он встречается. В твоем договоре будет прописано временное окно поставки, когда твоя машина должна быть у РЦ и когда твой водитель должен зарегистрировать время приезда АМ на КПП РЦ. Чтобы оспаривать штрафы за опоздания, важно оснастить АМ датчиками «Глонасс», которые будут фиксировать время приезда АМ на РЦ. Я не раз оспаривал штрафы, предоставляя данные из системы «Глонасс». Были случаи, что мы приезжали за полчаса или за час до нашего временного окна— а на разгрузку попадали с опозданием из-за очереди машин перед РЦ или водителей, которые сдают документы на приемку. И тут мне вновь помогал «Глонасс».

Штрафы бывают в виде скидки при завышенном отходе при приеме товара. Например, когда проходной процент – 3%, а при приемке вашего товара выявили 4,5% брака, но вам удалось согласовать данную приемку под скидку, допустим, на 6,5%. В дальнейшем сеть выставит вам штраф на 6,5%. Это наш осознанный шаг на штраф, дабы спасти поставку и сдать ее.

Штрафы за списание. Например, из-за шторма в порту товар пришел с задержкой и пограничным процентом отхода. В таком случае вы договариваетесь с сетью на реализацию данного товара с последующей компенсацией потерь (списания). Тут как уж договоритесь: или вы берете все потери на себя, или делите их с торговой сетью пополам.

Штраф за нарушение температурного режима. Как правило, нарушение температурного режима — это возврат, но бывают пограничные нарушения температурного режима.

Например, норма от +2 до +6, а вы привезли с температурой +8. В таком случае вам могут вернуть товар или принять его, но со штрафом за нарушение температуры.

Я помню, у меня была целая «война температур» с одной известной сетью РФ, когда мне на РЦ специально мешали сдавать температуру и "нагревали градусники" или грели машину с открытыми дверями на жаре – дабы показать, что я привез товар с якобы завышенной температурой. Тут мне на помощь пришли логгеры BT9 от компании Xsense.

Это датчики температур и влажности, которые закладываются в 2 местах: в кузов машины и в товар перед отправкой. На всем пути до РЦ клиента датчик отсекает температуру в машине. Когда машина подъезжает к РЦ торговой сети, логгер коннектится к серверу, который стоит на РЦ, и тут же передает информацию в твой личный кабинет. На твою почту приходит письмо-отчет, которое является прямым доказательством ненарушения температурных режимов. Но бывает и обратная история: датчики доказывают, что температурные режимы нарушены. Тут уж твой косяк.

Штраф в виде бонуса. У торговой сети есть определенные планы по выполнению бонусов, и они не всегда выполняются. Тогда байеры обращаются к поставщикам с просьбой помочь выполнить эти планы. Как правило просят оплатить конкретную сумму. Эта сумма проводится в виде штрафа.

Например, ваш байер работает в отделе «фреш» и товарной группе «фреш» внутри торговой сети. До выполнения плана по бонусу ему не хватает 200 000 руб — тогда он звонит поставщику и просит помочь. Вам, как поставщику, лучше согласиться для проявления лояльности и выстраивания доверительных партнерских отношений. Торговая сеть присылает вам виртуальный заказ на вашу продукцию, вы его подтверждаете по системе — но не выполняете, и на заказ выставляется официальный штраф на сумму 200 000 руб. Эта сумма позволяет вашему байеру закрыть нужные плановые показатели в своем отделе.

Доверительная приемка также оформляется в виде штрафа в конце отчетного периода (месяц/квартал). Доверительная приемка — когда ты, как поставщик, согласовываешь с торговой сетью повышение проходного процента на приемке по качеству. Допустим, по спецификации у ТС проходной процент – 3%, а вы с ТС договорились о доверительной приемке на 10%. Таким образом, если ты, как поставщик, привез товар, и в нем – допустимое значение по брагу 8%, то твой товар примут. Однако ты берешь на себя обязательство компенсировать процент списания. Этот самый процент списания и выставят тебе штрафом в конце отчетного периода.

Ссылка на курс PROТорговыесети