Найти в Дзене

Инструмент, который боялся потерять Чайковский

Классический состав симфонического оркестра сложился к концу XVIII века, но композиторы продолжали экспериментировать и использовать редкие инструменты с неповторимыми тембрами. Челеста «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком, — писал Пётр Чайковский во время работы над «Щелкунчиком». — Я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами». Челеста (от итальянского «celeste» — «небесный», «божественный») звучит в знаменитой вариации Феи Драже. Сочиняя её, Чайковский следовал просьбе Мариуса Петипа: великий балетмейстер хотел, чтобы музыка была похожа на «падающие капли фонтана». Позже челесту использовали Малер, Дебюсси, Прокофьев и другие композиторы. Стеклянная гармоника В 1745 году Кристоф Виллибальд Глюк выступил в Лондоне, дав сольный концерт «на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой». Это был прототип стеклянной гармоники — редк
Стеклянная гармоника
Стеклянная гармоника

Классический состав симфонического оркестра сложился к концу XVIII века, но композиторы продолжали экспериментировать и использовать редкие инструменты с неповторимыми тембрами.

Челеста

«Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком, — писал Пётр Чайковский во время работы над «Щелкунчиком». — Я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами». Челеста (от итальянского «celeste» — «небесный», «божественный») звучит в знаменитой вариации Феи Драже.

Сочиняя её, Чайковский следовал просьбе Мариуса Петипа: великий балетмейстер хотел, чтобы музыка была похожа на «падающие капли фонтана». Позже челесту использовали Малер, Дебюсси, Прокофьев и другие композиторы.

Челеста (итал. celesta от celeste «небесный)
Челеста (итал. celesta от celeste «небесный)

Стеклянная гармоника

В 1745 году Кристоф Виллибальд Глюк выступил в Лондоне, дав сольный концерт «на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой». Это был прототип стеклянной гармоники — редкого инструмента, построенного из полусфер, заполненных жидкостью. Прикасаясь к ним, музыкант издаёт звуки неповторимого «воздушного» тембра. Гармонику не раз использовали Моцарт, Бетховен, Глинка, Рихард Штраус. Именно её Доницетти хотел применить в сцене сумасшествия Лючии ли Ламмермур, но в последний момент ему пришлось отдать партию гармоники флейте. В наши дни оперные театры всё чаще обращаются к оригинальному замыслу композитора.

Китайский гонг

Этот инструмент использовался в Древнем Китае для военных целей, а в начале XIX века пришёл в академическую музыку. После удара гонг долго вибрирует, создавая эффект огромной звуковой волны; его тембр чаще всего знаменует вмешательство магических сил или приближающуюся катастрофу. Гонг можно услышать в «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Пуччини, в финале Шестой симфонии Чайковского и в «Колоколах» Рахманинова.

В «Спящей красавице» Чайковского гонг звучит два раза: когда Фея Сирени погружает всех в сон и когда Аврора просыпается от поцелуя.

Оркестровый гонг
Оркестровый гонг

В следующих публикациях мы продолжим рассказывать об оркестровых редкостях.