Классический состав симфонического оркестра сложился к концу XVIII века, но композиторы продолжали экспериментировать и использовать редкие инструменты с неповторимыми тембрами. Челеста «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент с божественно чудным звуком, — писал Пётр Чайковский во время работы над «Щелкунчиком». — Я желал бы, чтобы его никому не показывали, ибо боюсь, что Римский-Корсаков и Глазунов пронюхают, раньше меня воспользуются его необыкновенными эффектами». Челеста (от итальянского «celeste» — «небесный», «божественный») звучит в знаменитой вариации Феи Драже. Сочиняя её, Чайковский следовал просьбе Мариуса Петипа: великий балетмейстер хотел, чтобы музыка была похожа на «падающие капли фонтана». Позже челесту использовали Малер, Дебюсси, Прокофьев и другие композиторы. Стеклянная гармоника В 1745 году Кристоф Виллибальд Глюк выступил в Лондоне, дав сольный концерт «на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой». Это был прототип стеклянной гармоники — редк