Алгоритм деятельности по разрешению конфликта «17 шагов»
Старшая группа
Ситуация№1
В детском саду у двух мальчиков возник спор о том, чья машинка лучше. У Артема была пожарная машина, а у Антона полицейская. Истоки конфликта выходят из того, что у Артема отец работает пожарным, а у Антона - полицейским. Отцы каждому из мальчиков показывали свою рабочую машину. Вследствие чего ребята считают, что их машинка лучше.
Цель: Детям надо объяснить о важности каждой из машин в жизни и указать на лучшие стороны каждой машинки.
Варианты достижения цели:
- Привести примеры из жизни о том, какие задачи выполняет каждая из машинок.
- Показать детям, почему внешний облик машин разный.
- Сыграть в игру с детьми про полицейского и пожарного.
Вопросы:
- Артем/Антон, почему тебе нравится именно эта машинка?
- Расскажешь Артёму/Антону о важности своей машинки в жизни?
- Чем друг от друга отличаются каждая из машинок?
- Хотели быы вы поиграть машинками друг друга?
Вариант решения:
Воспит - воспитательница
Ар - Артём
Ан - Антон
Воспит:Антон, почему тебе нравится именно эта машинка?
Ан: Потому что папе она нравится.
Воспит: Артём, а почему тебе нравится твоя машинка?
Ар: Меня папа возил на такой машине.
Воспит: А как ты считаешь, Артём, нужна ли твоя машинка в жизни?
Ар: Конечно! Она ведь красивая. А ещё папа рассказывал, что с помощью этой машинки он спасает людей.
Воспит: Ого, да твой папа молодец!
Воспит: Антон, а в чём важность твоей машинки? Как ты считаешь?
Ан: Папа мой на этой машинке спасает людей от бандитов, как настоящий супергерой!
Воспит: Как здорово!
Воспит: Дети, вы поняли, что каждая машинка по-своему важна и нужна в жизни?
Ар и Ан: Да.
Ар: А можно мне поиграть твоей машинкой, а ты поиграешь моей?
Ан: Круто, давай.
Средняя группа
Ситуация№2
В детском саду на полдник детям давали пряники. Саша, съев свой пряник и не почувствовав насыщения, увидел, что Надя не ест свой пряник и захотел забрать себе не спросив разрешения. Наде не понравилось то, как повёл себя Саша и начала отбирать у него свой пряник.
Цель: Сформировать у детей понятие собственности, а также уважать собственность других. Объяснить детям то, что конфликт можно решить словами.
Варианты достижения цели:
- Привести пример о том, как можно спросить друг у друга разрешения.
- Дать понять детям, что такое “собственность” и почему её надо уважать.
- Показать детям на личном примере как нужно поступать, если тебе захотелось то же, что и у другого человека.
Вопросы:
- Саша, почему ты взял пряник Нади?
- Надя, почему ты начала бить Сашу?
- Саша, почему ты не спросил у Нади разрешения?
- Как вы считаете, можно ли было решить вопрос по-другому?
Вариант решения:
Воспит - воспитательница
Н - Надя
С - Саша
*Воспитательница подходит к столу*
Воспит: Что у вас случилось?
Н: Саша хочет отобрать у меня пряник.
С: А ты всё равно его не ешь!
Н: Я хотела его съесть после того, как съем конфетку.
Воспит: Саша, так у тебя осталась конфетка, почему ты не хочешь её съесть?
С: Я не ем конфеты! Я хочу пряник.
Воспит: Саша, как ты считаешь, почему Надя так отреагировала?
С: Потому что я не спросил у неё разрешения и взял её пряник без спроса.
Воспит: Теперь ты понял, что нужно делать, когда тебе хочется взять чужую вещь?
С: Да, я понял.
Воспит: Молодец!
Воспит: Надя, как ты считаешь, ты правильно поступила, начав бить Сашу?
Н: Да, потому что он взял мой пряник.
Воспит: Но ведь можно было поступить по-другому?
Н: Наверное.
Воспит: А как ты считаешь, как ты могла бы поступить в этой ситуации?
Н: Сказать, что мне не нравится, когда берут мои вещи, позвать воспитательницу.
Воспит: Если снова получится такая ситуация, будешь ли ты поступать так же, как и сегодня?
Н: Нет, я больше не буду драться.
Воспит: Умничка!
Воспит: Надя, ты хочешь поменяться с Сашей пряником на конфетку?
Н: Да, я конфеты люблю больше, чем пряники.
*Дети обменялись сладостями*
Подготовительная группа
Ситуация №3
В детском саду воспитательница предложила разыграть сцену из выбранной детьми сказки. Но дети не смогли определиться с выбором, потому что девочки хотели показывать “Красную шапочку и серого волка”, а мальчики не соглашались, они хотели показать “Мальчика с пальчика”.
Цель: Научить детей определяться с выбором и идти на компромисс с другими. Развить фантазию у детей.
Варианты достижения цели:
- Выбрать такую сказку, которая понравилась бы всей группе.
- Жребием решить, какую сказку играем сегодня. Другая будет завтра.
- Объединить две сказки вместе.
- Создать свой собственный сюжет.
Вопросы:
- Почему вы выбрали именно эту сказку?
- Каких персонажей вы бы хотели сыграть?
- А кто из персонажей вам нравиться из сказки девочек/мальчиков?
- Хотите объединить сюжеты сказок?
- Может выберем другую сказку?
Вариант решения:
Воспит - воспитательница
Д - Девочки(Полина, Карина, Юля)
М - Мальчики(Максим, Тимофей, Ибрагим)
ВВ - Все вместе
*Дети не могут решить, какую сказку выбрать*
Воспит: Дети, может тогда выберем другую сказку?
ВВ: НЕТ! Мы не хотим другую .
Воспит: Тогда может объединим сюжеты сказок?
Карина: А так можно?
Воспит: Конечно, вы можете придумать не только другой сюжет, но и новых героев, придумать другой конец истории.
Ибрагим: Мне нравится, давайте так и сделаем.
Д: Тогда мы будем Красненькой, Синенькой и Фиолетовой шапочками, которые пошли в гости к своей бабушке.
М: Но когда вы вошли в лес, потеряли свою тропинку и заблудились. А мы тоже заблудились, но самый младший из нас от домика вашей бабушки кидал камушки. И мы все вместе выйдем из леса.
Д: Да, очень хорошо!
Воспит: А я тогда буду бабушкой.