Жанры — это категории, которые определяют основу фильма и его повествовательные элементы. С течением времени они менялись и развивались, приобретая все больше поджанров. Однако важно понимать, что правила часто нарушаются и все меняется и перемешивается: в драме легко могут появиться элементы комедии, а в комедии — боевика.
«Бери и Делай» погрузит вас в мир кинематографа: вы узнаете чуть больше об основных жанрах и некоторых поджанрах фильмов. А в конце статьи вы найдете памятку, которая поможет подобрать кино на вечер, соответствующее вашему настроению.
Драма
Драма — царица кинематографа. Чаще всего именно она миксуется с другими жанрами. Основу повествования составляют проблемы и конфликты, сюжет включает в себя важные события и изменения в жизни персонажа, может просто вращаться вокруг мелких проблем повседневной жизни. Драма хочет выжать из вас как можно больше эмоций, чтобы после просмотра оставалось послевкусие. Для усиления эффекта за основу часто берется реальная история.
Поджанры:
- Трагедия — персонажи переживают ужасные, печальные события, которые приводят к неизбежной драме («Ромео + Джульетта»).
- Подростковая драма — рассказывает о жизни подростков, взаимодействиях в группе и общих проблемах этого возраста («Эйфория»).
- Философская драма — исследование состояния человека, самого существования и жизни в целом («Отрочество»).
- Медицинская драма — фокусируется на внутренней работе больниц, взаимоотношениях между врачами, медицинским персоналом и пациентами («Доктор Хаус»).
- Юридическая (судебная) драма — касается вопросов уголовного правосудия, основное внимание уделяется взаимоотношениям персонажей в юридической фирме или судейских палатах, а не преступлению («Фирма»).
- Политическая драма — обращает внимание на особенности и сложности всего того, что происходит на политическом поприще. Действие может как разворачиваться на уровне местного самоуправления, так и достигать мирового масштаба («Карточный домик»).
- Антропологическая драма — основывается на исследовании вопросов поведения людей и общества в целом, может быть посвящена определенной культуре («Город Бога»).
- Религиозная драма — показывает ситуации, в которых ключевую роль играет религия, все события так или иначе связаны с ней («Страсти Христовы»).
- Документальная драма (докудрама) — за основу берутся ситуации и события из реальной жизни и воссоздаются на экране, причем их драматический потенциал выкручивается на максимум («127 часов»).
Боевик
Боевик — один из самых ранних жанров кино. Действие сосредоточено на искусно поставленных боях, опасных трюках, напряженных погонях, взрывах, авариях, перестрелках и других формах экшена. Распространенным тропом является наличие героев, сражающихся против злодея или группы плохих парней. Имеет много общего с триллером, но основное внимание уделяется именно зрелищности.
Поджанры:
- Героическая «бойня» — в ленте оперируют такими ценностями, как долг, братство, честь, искупление и защита уязвимых. Первоначально жанр появился в гонконгском кинематографе, но со временем распространился по всему миру («Город в огне»).
- Военное кино — в то время как некоторые фильмы могут включать в себя персонажей-военных и различные тематические декорации, данный поджанр фокусируется на подвигах солдат и предполагает, что события на экране скорее носят развлекательный характер, нежели трагический («Коммандо»).
- Шпионский боевик — похож на военное кино тем, что предназначен прежде всего для развлечения, а не для фиксации внимания на политических и психологических аспектах шпионажа. В данном поджанре самыми популярными можно считать фильмы о Джеймсе Бонде.
- Фильм-катастрофа — характеризуется большим количеством разрушений, особенно в результате природных катаклизмов, в условиях которых персонажи пытаются выжить («Послезавтра»). Если задействована инопланетная сила, то фильм уже будет относиться к категории научной фантастики.
- Фильм о боевых искусствах — бои, как правило, являются основной развлекательной ценностью и часто служат двигателем повествования и методом развития персонажей. Обычно включают в себя рукопашные бои наряду с трюками, погонями и перестрелками («Выход дракона»).
- Супергероика — персонажи не только обладают сверхъестественными способностями, но и достигают с их помощью альтруистических целей. Если бы в фильме присутствовали сверхспособности, которые используются сомнительным образом, то, скорее всего, это уже был бы триллер («Хранители»).
Комедия
Комедийные фильмы делают основной акцент на юморе и пытаются развлечь зрителя, заставить его смеяться. Обычно герой попадает в сложную и / или забавную ситуацию, с которой он не готов справиться, но ему придется ее преодолеть. Хорошие комедийные фильмы — это не столько постоянные шутки, сколько история с многогранными персонажами, которые усваивают важный жизненный урок.
Поджанры:
- Фарс — юмор строится на преувеличенных, нелепых и часто нереалистичных действиях. Характерные элементы включают в себя откровенную неуклюжесть, обилие розыгрышей и абсурдные ситуации («Бродяга», «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир»).
- Черная комедия — освещает в юмористической манере темы, которые обычно считаются табу и могут быть болезненными для обсуждения («Семь психопатов»).
- Романтическая комедия (ромком) — основное внимание уделяется юмористическим сюжетным линиям, сосредоточенным на романтических идеях вроде «настоящая любовь все преодолеет» («Предложение»).
- «Комедия приятелей» (бадди-муви) — двое друзей попадают в забавные ситуации и пытаются выбраться из передряг. Для усиления комедийного эффекта используются персонажи с разными контрастирующими характерами и внешностью («Час пик»).
- Комедийный боевик — включает в себя юмористические ситуации, которые вплетены в экшен и динамичное действие («Джентльмены»).
- Дорожная комедия (роуд-муви) — сюжет строится на поездке героя или героев из пункта А в пункт Б, в ходе которой они встречают других персонажей, делают вынужденные остановки и в целом попадают в комичные ситуации («Впритык»).
- Псевдодокументальный фильм (мокьюментари) — показывает вымышленные события в документальной форме («Офис»).
Приключения
Приключенческий фильм подразумевает путешествие, которое часто включает в себя некую форму преследования. Обычно действие разворачивается в фантастической или экзотической обстановке. Персонажи могут сталкиваться с такими проблемами, как сражения, пиратство, восстания, формирование империй и королевств.
Поджанры:
- Фильм плаща и шпаги — сюжет разворачивается в романтической исторической обстановке. Действия персонажей обычно включают в себя фехтование и демонстрирование атлетических способностей («Маска Зорро»).
- Приключенческий боевик — это один длинный квест с погонями, каждая из которых опаснее и, казалось бы, невозможнее, чем предыдущая. Хитрость состоит в том, чтобы усилить напряжение по мере того, как фильм движется к финалу: зрителя постоянно волнует вопрос, доберутся ли в назначенное место бесстрашные исследователи или злой антагонист окажется там первым («Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»).
- Космическая опера (космоопера) — определяется сочетанием космической войны, приключений и романтики. Жанр получил свое название из-за сходства с мыльными операми и «лошадиными операми» и их связи с мелодрамой («Пятый элемент»).
Фэнтези
Кино в жанре фэнтези содержит магические и сверхъестественные элементы, которые не существуют в настоящем мире. Иногда реальность сочетается с фантастическими деталями, но большинство фильмов показывают полностью выдуманные вселенные с собственными законами, логикой, популяциями рас и существ.
Поджанры:
- Высокое фэнтези — показывает вымышленный мир, который имеет уникальную историю. В нем обитает множество рас, таких как люди, эльфы, орки и гномы, а также различные мифические существа (драконы, единороги) и другие оригинальные герои. Высокое фэнтези часто называют «эпическим» из-за грандиозного размаха повествования с большим количеством персонажей и долгими приключениями («Властелин колец: Братство Кольца»).
- Низкое фэнтези — действие происходит в реальном мире, где фантастические и магические элементы представляются аномальными для этой среды («День сурка»).
- Городское фэнтези — действие полностью разворачивается в городской среде. Она может быть реальной, вымышленной, современной или вдохновленной историей («Сверхъестественное»).
- Темное фэнтези — основано на тревожных и пугающих темах, общий тон мрачный, может содержать элементы ужаса («Лабиринт фавна»).
- Героическое фэнтези — события происходят в мире, где существует магия, а современные технологии отсутствуют. В отличие от темного фэнтези, здесь работает установка «все мужчины сильны, все женщины красивы, вся жизнь полна приключений, а все проблемы просты» («Конан-варвар»).
Научная фантастика (Sci-Fi)
Научная фантастика — это жанр, который вращается вокруг различных футуристических концепций. Сюжеты основываются на гипотетических научных или технологических достижениях и открытиях, а также могут включать в себя мотивы межгалактического взаимодействия или внеземного вмешательства.
Поджанры:
- Апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика — по сюжету цивилизация Земли (или другой планеты) рушится или уже рухнула. Причины апокалипсиса могут быть климатическими, астрономическими, медицинскими, природными, антропогенными и более экзотическими: кибернетическое восстание, инопланетное вторжение или зомби-апокалипсис («28 дней спустя»). Постапокалиптические истории часто происходят в мире будущего, для которого характерна разрозненность между членами и элементами общества («ВАЛЛ-И»).
- Утопическая и антиутопическая фантастика — исследуют социальные и политические структуры. Утопия показывает идеальный мир («Машина времени»), в то время как для антиутопий характерны безудержный страх и множество бедствий, тираническое правительство, экологические катастрофы и другие вещи, связанные с общественным упадком («V — значит вендетта»).
- Стимпанк — вдохновляется технологиями, созданными в XIX веке и во время промышленной революции. Действие может разворачиваться в 1800-х годах, альтернативной вселенной или предполагаемом будущем («Хроники хищных городов»).
- Киберпанк — зачастую в центре повествования оказывается отчаявшееся общество, погрязшее в преступлениях. Действие происходит в высокотехнологичном мире, где правят бал виртуальная реальность, кибернетические организмы и искусственный интеллект («Бегущий по лезвию»).
Ужасы
Фильмы ужасов предназначены для того, чтобы пугать зрителя, вызывать тревогу, давить на скрытые страхи и одновременно развлекать (в отличие от триллера). Все темные, примитивные и отвратительные черты, которые одновременно привлекают и отталкивают нас, представлены в этом жанре.
Поджанры:
- Найденная пленка — вся лента или значительная часть фильма представлена в виде обнаруженных видеозаписей. События на экране могут быть показаны через камеры героев, часто все сопровождается их комментариями. Отснятый материал может выглядеть «сырым», как если бы он был отредактирован теми, кто его нашел («Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»).
- Психологический хоррор — особое внимание уделяется психическому и эмоциональному состоянию героев. Главная задача ленты — напугать, встревожить или выбить из колеи зрителей. Часто используются различные элементы для усиления напряженности обстановки, создания общей неприятной и тревожной атмосферы («Сияние»).
- Зомби-хоррор — общий сюжет включает в себя героев, которые пытаются выжить в мире, наводненном зомби. Конкретная причина этого события варьируется от инфекционного заболевания до использования неудачных экспериментальных лекарств («Ночь живых мертвецов»).
Триллер
Фильм-триллер ориентирован на то, чтобы вызывать у зрителей тревогу и волнение. Часто в сюжетах используется элемент неизвестности. Напряженность создается за счет отсрочки того, что воспринимается неизбежным, и появляется в ситуациях, которые являются угрожающими или когда побег кажется невозможным.
Поджанры:
- Психологический триллер — фокусируется на нестабильном психическом состоянии героев и подчеркивает его. Часто в сюжете можно найти таинственные обстоятельства или параноидальные мотивы, которые катализируют экстремальные действия персонажей («Молчание ягнят»).
- Технотриллер — определяется конфликтом, который происходит из-за или с помощью различных форм технологий. Может сочетать в себе черты Sci-Fi, шпионских кинолент, боевика, собственно триллера и элементы военных фильмов. Главная отличительная черта — высокий уровень детализации основных технологических аспектов («Кислород»).
- Мистический триллер — включает в себя всевозможные элементы, связанные с потусторонним миром, напряженность, страх перед неизвестным и неожиданные повороты сюжета. Иногда главный герой или злодей обладает экстрасенсорными способностями или сверхспособностями («Шестое чувство»).
Исторические фильмы
Фильмы в историческом жанре можно разделить на 2 категории. К первой можно отнести те, которые пытаются как можно более точно воссоздать на экране происходившие в реальности события, основываясь на биографиях, мемуарах и архивах. Второй тип рассказывает о вымышленных ситуациях, помещенных в те или иные исторические реалии.
Поджанры:
- Биография — сюжет посвящается какой-либо исторической личности. Часто охватывается большая часть жизни героя, но иногда может быть сделан акцент на периоде времени, когда человек оказал наибольшее влияние на историю и общество («Поймай меня, если сможешь»).
- Альтернативная история — переписывает исторические события. Обычно фокусируется на важных и значимых событиях или поступках людей, которые зачастую становятся причиной формирования альтернативного будущего («Бесславные ублюдки»). Некоторые из таких фильмов могут включать в себя сверхъестественные элементы.
- Исторический эпос — драматическое повествование о каком-либо масштабном событии. Сюжет рассказывает о сражениях, романтике и путешествиях. Зачастую история может быть пересмотрена либо дополнена предположениями, заполняющими пробелы в описании реального события («Троя»).
Вестерн
В вестерне действие разворачивается на Американском Западе в XIX — начале XX века. Типичные персонажи — ковбои, стрелки, бандиты, члены индейских племен и другие подобные герои. Кроме того, в таких фильмах много верховой езды, военной экспансии, железных дорог, перестрелок и технологий, созданных во время промышленной революции.
Поджанры:
- Эпический вестерн — идея состоит в том, чтобы показать как можно больше элементов, в целом присущих вестерну, и сделать это на фоне крупномасштабного реального события, которое повлияло на историю страны («Однажды на Диком Западе»).
- Спагетти-вестерн — термин использовался критиками, потому что большинство таких фильмов были спродюсированы и сняты итальянцами. Они часто описываются как свободные от многих условностей традиционных американских вестернов. Отчасти это делается намеренно и из-за контекста другой культурной среды («Джанго» 1966 года, «Джанго освобожденный» 2012 года).
- Ревизионистский вестерн — разрушает стандартный формат вестернов несколькими способами: использование преступников в качестве главных героев и представление морально неоднозначных сюжетных линий. Здесь стираются границы между «правильным» и «неправильным» («Дикая банда»).
Бонус: как настроение и чувства связаны с жанрами фильмов
Какие чувства пробуждают фильмы того или иного жанра:
- Драма — печаль, переживание, сочувствие.
- Боевик, приключения, вестерн — злость, азарт, агрессия, отвага.
- Научная фантастика, фэнтези, исторические фильмы — интерес, удивление.
- Комедия — веселье, развлечение.
- Ужасы, триллер — страх, тревога.
Какое влияние жанры оказывают на нас:
- Драма
✅ Развитие эмпатии и принятия; поддержание социального интеллекта; понимание того, как следует поступать с собственной жизнью.
❌ Катастрофизация и беспокойство; цинизм; отвлечение от собственной жизни.
- Боевик, приключения, вестерн
✅ Появляется ощущение успеха и смелость; приходит уверенность в себе и воодушевление.
❌ Поощрение внутренней агрессии; избегание преодоления проблем.
- Комедия
✅ Снятие тревоги, уменьшение страха и агрессии; развитие творческого подхода; дистанцирование от собственных проблем.
❌ Цинизм; избегание проблем.
- Научная фантастика, фэнтези, исторические фильмы
✅ Проявление творческого потенциала, новое видение привычных вещей; ощущение свободы.
❌ Бегство от реальности; стирание грани между реальностью и вымыслом.
- Ужасы, триллер
✅ Управление собственными страхами; десенсибилизация (облегчение чувства страха при постоянном воздействии на него); катарсис.
❌ Возникновение воспоминаний о предыдущих травмирующих событиях; появление новых страхов.
Понравилась статья? Заходите к нам на сайт "Бери и Делай" и читайте еще. А также подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать полезные посты.