Как раз вчера мы были в Цицернакаберде, второй раз за эту поездку, потому что в первый раз не получилось снять музей. Он был закрыт.
Кстати, имейте ввиду, в Ереване по понедельникам все музеи закрыты.
Это место я воспринимаю... как бы подобрать слова, точно описывающие мои чувства? Горечь, боль, непринятие, гнев, отчаяние, восхищение, преклонение, отторжение, злость, возмущение, страх, надломленность...
Цицернакаберд - это музей. Музей памяти. Чтоб никто не забыл. И чтоб знали, что это было. Потому что виновники трагедии отрицают факт армянской резни.
Но есть много свидетельств, документальных фактов и рассказов известных людей из других государств, которые невольно оказались свидетелями этого...
В 1915 году Турция совместно с Германией совершила геноцид над армянским народом. Целью было истребить армян, всех до единого, уничтожить и стереть с лица земли.
Одного единственного армянина планировали то ли засушить, то ли замумифицировать, и выставить в музее, как экспонат. Что бы показывать потомкам: "Дескать вот, был такой народ, армяне, но исчезли, как вид".
Германия, кстати, геноцид признала. Турция отрицает до сих пор.
23 апреля 2015 года президент Германии Йоахим Гаук признал геноцидом массовое убийство армян в Османской империи и частичную ответственность Германии
источник - Википедия
Кстати, этим фактом Германия вызвала страшное возмущение со стороны Турции.
Из-за политических и экономических причин (у каждой страны своя) ещё очень много стран так или иначе не готовы официально признать сей факт. Кто-то признаёт частично, кто-то пытается называть другими словами. Кто-то вообще не поднимает эти темы.
На высоком холме в Ереване стоит 44-метровая стела, символизирующая возрождение армянского народа. Рядом памятник, состоящий из 12 склонившихся плит над вечным огнём. Эти плиты символизируют 12 армянских провинций, которые забрала себе Турция.
В том числе, всеми известная, гора Арарат - находится на территории Турции. Это вечная боль армян. Потому что Арарат виден из любой точки города (если б новые высотки не мешали), и этот вид постоянно напоминает о той трагедии и утрате.
В Цицернакаберде я была и в 1997 году, и в 2011, и сейчас сюда приехала. Каждый раз для меня это место - глубокое внутреннее переживание. Я проношу через себя чувства и той девочки, и этой женщины. Я понимаю. И каждый раз я горю внутри.
Почтить память невинно убиенных ежедневно приходят тысячи людей. Приходят местные (каждой армянской семьи, так или иначе, коснулась эта трагедия), приходят туристы. Люди молча смотрят на огонь и каждый думает о своём.
Внутри памятника звучит вечная мелодия, которая затрагивает все струны твоей души, которая рассказывает тебе историю и просит помнить.
Вокруг памятника особая красота. Аллеи, где можно прогуляться в тишине и под пение птиц. Лесок, где можно укрыться от палящего солнца. Пулпулак, утоляющий твою жажду. И тутовник, утоляющий твой голод.
Рядом с музеем посажены ёлочки. Это дань гостей, представителей разных стран и крупных сообществ. Это, как бы, их принятие факта геноцида. Это их сочувствие и обещание помнить.
Величественный Ереван виден, как на ладони, со смотровой площадки Цицернакаберда. Широкая лестница будто спускается с небес.
Становясь старше, я, наверное, всё глубже начинаю воспринимать произошедшее.
В этот раз я раскрыла для себя историю девочки Авроры. Аврора Мардигян, оказавшаяся участников этой трагедии в возрасте 15 лет, выжила и впоследствии написала книгу "Растерзанная Армения".
Книга даже была издана на турецком языке!
К сожалению, в музейной библиотеке не было издания с переводом на русский язык, закончилась вся партия, а переиздания больше не было.
Теперь очень хочу найти эту книгу в России. По её мотивам был снят фильм, между прочим, с живыми участниками трагедии. Но от киноленты остались лишь фрагменты минут на 20. Аврора тоже приняла участие в съёмках, и играла саму себя.
Вдали, за стелой виднеется спортивно-концертный комплекс.
В этом году в этом комплексе будет проходить детское Евровидение.
Сейчас вот это помещение с крестом находится на реставрации. Креста нету. Стоят мешки с цементом. Что сделают - не знаю.
А вот эти картины я почему-то не нашла в этот раз. Музей разросся, стал гораздо больше. Может их перенесли в другое место, а я не заметила, а может убрали совсем... Только не знаю, зачем. Эти рисунки глубже всего отзывались у меня в сердце.
Может-быть, потому что фотографии - это свидетельства, а рисунки - крик души, чувства автора. Я больше всего воспринимаю чувства, не могу быть равнодушной к эмоциям других людей.
Как всегда, с тяжёлыми чувствами уезжаем из Цицернакаберда. Уезжаем молча, говорить не хочется.
Не хочется ругаться, не хочется обвинять. Просто помнить, помнить всегда и не позволять повторить, ни с кем. Потому что так нельзя!
Фотография на память с нашими замечательными сопровождающими в течение нескольких дней - Шушан и Арменом.
#армениямоя #ереван #цицернакаберд #геноцидармян #растерзаннаяармения