Мы все помним как «Аватар» взорвал кинотеатральный прокат в 2009-ом году, получив статус самого кассового фильма всех времен. Ненадолго лента Кэмерона уступила последним «Мстителям», но уже в 2021 году вернула себе титул – поспособствовал повторный прокат в Китае. Сегодня «Аватар» – не только главный блокбастер цифровой эры, но и франшиза, уверенно смотрящая в будущее – мы ждем декабря, чтобы увидеть долгожданный сиквел Кэмерона, а пока есть повод вспомнить какую революцию произвел первый фильм в 2009 году.
1. «Аватар» был первым фильмом, заработавшим в прокате более 2 миллиардов долларов. Причем, в данном случае Кэмерон бил собственный же рекорд, который установил его «Титаник» в 1997 году. Это был беспрецендентный случай, когда зритель – в том числе наш отечественный, ринулся в кино, увеличив прирост людей, посещающих кинотеатры (сегодняшний отток и постпандемийный кризис кинопроката может только завидовать миру образца 2009 года). Если говорить совсем коротко: «Аватар» заставил людей массово ходить в кино и тратить деньги – и это, если помните, в условиях мировой экономики, пережившей глобальный кризис 2008 года.
2. Успех фильма предопределили инновационные технологии, которыми пользовался съемочный состав. На создание «Аватара» ушло почти пять лет и заявленная сумма в 300 миллионов долларов, фотореалистичная съёмка и трехмерная графика – Кэмерон сделал все, чтобы взорвать границы кино с помощью иммерсивного киношоу, которое отправляет зрителя на осязаемые ландшафты Пандоры. То, как технология «захвата движения» и компьютерная графика изумила всех, показателен даже в реакции корифеев блокбастеров: Кэмерон одним махом обошел Стивена Спилберга, Питера Джексона и Джорджа Лукаса.
3. Cтереокинематограф существовал задолго до «Аватара» (в Америке 50-х была даже целая волна 3D-фильмов), но именно камера Fusion Camera System, разработанная Кэмероном, создала невероятный бум на 3D-кино. Многие блокбастеры, начиная с 2010 года, активно снимались на 3D-камеры и демонстрировались в модном формате (что позволяло кинотеатрам ставить большую цену билета, чем за обычное 2D-изображение). Только ближе к 2017 году начали говорить о смерти 3D кино и потере к нему интереса.
4. Прокатные компании начали охотно переходить на цифровые копии фильмов. Именно «Аватар» дал толчок и произвел революцию, о которой многие даже не подозревают – он ускорил процесс перехода кинотеатров к современным цифровым проекторам.
5. Большие голливудские блокбастеры, как правило, всегда старались выпускать к летнему сезону – золотая жила для кинпроката. Но успех «Аватара», выпущенного в декабре 2009, во многом заставил студии пересмотреть планы. Мы можем вспомнить много кассовых хитов, выпущенных в ноябре-декабре (это и новые части «Звездных войн», это и диснеевские мультифильмы аля «Холодное сердце», это и последний «Человек-паук: Нет пути домой») – именно триумф «Аватара» показал студиям, что можно выпускать картины в зимний сезон и зарабатывать деньги.
Больше о кино - в Телеграм- канале t.me/cinemacritique