Найти в Дзене

История библейских стран. Часть 8. Еврейские царства

Период после вторжения «народов моря» и новых семитских народов из степи и пустыни и до ассирийского завоевания был временем независимости палестинских и сирийских государств. Среди новых государств, возникших в Сиро-Палестинском регионе, было Еврейское царство, позже разделившееся надвое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на Израиль. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить израильскую армию, захватить город Силом и пленить Ковчег – святыню древних евреев. В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля, и они сообща избрали первого еврейского царя – молодого Саула из племени вениамитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев (которые занимали особое положение, и возможно обладали какой-то внутренней автономией), и

Период после вторжения «народов моря» и новых семитских народов из степи и пустыни и до ассирийского завоевания был временем независимости палестинских и сирийских государств. Среди новых государств, возникших в Сиро-Палестинском регионе, было Еврейское царство, позже разделившееся надвое.

Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на Израиль. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить израильскую армию, захватить город Силом и пленить Ковчег – святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля, и они сообща избрали первого еврейского царя – молодого Саула из племени вениамитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев (которые занимали особое положение, и возможно обладали какой-то внутренней автономией), и начал тяжелую войну с филистимлянами. Поскольку важнейшей задачей царя была война с филистимлянами, то главный акцент Саул сделал на военной реформе. Он создал постоянное войско в количестве 3000 человек, разделив его на две части, одну из которых, большую, возглавил сам, а другую поставил под командование своего старшего сына Ионатана. Отряд Ионатана разбил филистимлянский гарнизон в Гиве.

Царь Саул.
Царь Саул.

Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участие в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

Давид и Голиаф.
Давид и Голиаф.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян Ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев.

Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя.

Давид активизировал и внешнюю политику. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I - царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во времена его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии.

Внутренняя политика Давида была не менее эффективна, чем внешняя. Давид провел очередную военную реформу. Одновременно с армией происходит и формирование нового аппарата управления. Давид установил должности начальника над повинностями, писца и так далее, то есть создаётся царская канцелярия – как важнейший элемент центрального бюрократического аппарата. В годы правления Давида была проведена перепись населения, в целях податного обложения. Всё это способствовало развитию Еврейского царства. К 1000 году до н. э. происходит переход к новой экономической системе. Не отказываясь полностью от скотоводства, евреи переходят к земледелию и ремеслу.

В 965 г. до н. э. царь Давид умер, и престол перешёл к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Йахве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были покрыты позолотой.

Храм Соломона.
Храм Соломона.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I,отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. С Тиром был заключен «хубур» - торговое товарищество, т. о. Соломон подключился к западной торговле Тира, что приносило ему баснословные прибыли.

Продолжалось дальнейшее экономическое процветание Израиля. Был усовершенствован центральный государственный аппарат. При Соломоне произошла важная реформа местного управления. Соломон разделил свое государство на 12 провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого встал Иеровоам. Однако заговор был раскрыт и Иеровоам бежал в Египет.

Соломон молится в храме.
Соломон молится в храме.

После смерти Соломона в 926 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. За северным царством сохранилось название Израиль. Южное царство стало именоваться Иудой или Иудеей.

Образование двух отдельных государств вместо единого потребовало перестройки политических и даже религиозных структур. Новые государства были очень разными. Северное, Израиль было гораздо больше по размерам и по населению, оно включало в себя израильтян из десяти племен. Оно было расположено на пересечении важнейших торговых путей, и под властью северного царя оказались наиболее значимые города, являвшиеся ремесленно-торговыми центрами, что вело, с одной стороны, к более ускоренному экономическому развитию и, с другой, - к увеличивающейся в связи с этим социальной дифференциации общества. Но те же самые обстоятельства делали израильское общество менее сплоченным и как следствие – более конфликтным.

Еврейские йарства.
Еврейские йарства.

Южное царство, Иудея, в экономическом смысле было более отсталым. Кроме Иерусалима, других значительных центров на ее территории не было, но и Иерусалим был, скорее, административным и религиозным центром, чем экономическим. В хозяйстве Иудеи большую роль играло традиционное скотоводство. Однако все это нивелировало остроту социальных и политических конфликтов, что положительно отразилось на судьбе правящей династии. Очень важным обстоятельством было наличие в Иерусалиме храма Йахве, его значение для всех евреев было очень велико, и союз с его жрецами чрезвычайно укреплял авторитет иудейского царя.

В Израиле во времена правления Иеровоама была проведена религиозная реформа, цель которой – освобождение от религиозного авторитета Иерусалима. Для этого по его приказу были отлиты две золотые статуи тельцов и поставлены одна в Бетэле, другая в Дане. В семитских религиях бык издавна был символом высшего бога, покровителем данного общества. Столицей же Израиля стал город Самария. Израильское царство просуществовало более 200 лет, и было уничтожено Ассирией в 721 году до н. э. За это время там сменилось 19 царей: Иеровоам, Нават, Ваиса, Ила, Замврий, Амврий, Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иохаз, Иоас, Иеровоам II, Захария, Селлум, Менаим, Факим, Факей и Осия. Иудейское царство просуществовало приблизительно 350 лет и было уничтожено Вавилоном в 586 году до н. э. В Южном царстве сменилось 20 царей: Ровоам, Авия, Аса, Иосиофат, Иором, Охозия, царица Гофолия, Иоас, Амасия, Озия, Иофам, Ахоз, Езекия, Манасия, Амон, Иосия, Иохаз, Иоаким, Иехония и Седекия.

В VII в. до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. В источниках этого времени выделяются 4 сословия на которые делилось свободное население: 1. Светская аристократия (вельможи и князья); 2. Духовная аристократия; 3. Так называемый “народ земли” – основная масса свободного населения; 4. Чужеземцы, ограниченные в своих правах. Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы.

Распад единого государства привёл к утрате еврейскими царствами контроля над другими территориями.

Все изображения для данной статьи взяты из открытых источников Яндекс и принадлежат их авторам.

Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца! Если она вам понравилась не забывайте поставить лайк или написать комментарий.