Здравствуйте, друзья! Составители ОГЭ по русскому языку оказались людьми щедрыми и включили в один экзамен три разных вида работ: изложение, тест и сочинение. Экзамен не за горами, а потому в сегодняшней статье мы с вами пройдём от задания к заданию и поговорим об особенностях выполнения каждого из них.
Задание 1: сжатое изложение
Текст для изложения вы сможете прослушать всего дважды. При первом прослушивании я рекомендую писать минимально. Но два-три слова, с которых начинается каждый абзац, записать необходимо. Как правило, в тексте для изложений 3, реже 4 абзаца. Между записями оставляйте место, чтобы при втором прочтении заполнить его ключевыми словами. Слушайте внимательно, постарайтесь понять основное содержание текста и выделить все его части.
Между первым и вторым прочтением у вас будет 5-6 минут. За это время запишите кратко содержание каждого абзаца.
При втором прочтении запишите ключевые слова каждого предложения. Это не грамматические основы, а слова, опираясь на которые, вы сможете восстановить содержание предложений.
По записям восстановите текст как можно подробнее и только после этого сжимайте его. О способах сжатия текста я рассказала в отдельной статье:
Задание 2: синтаксический анализ (в этой статье я рассматриваю только вариант с нахождением грамматических основ).
Чтобы справиться с этим заданием, следуем алгоритму:
- находим границы простых предложений;
- подчёркиваем грамматические основы каждого простого предложения;
- соотносим подчёркнутые грамматические основы с предложенными вариантами.
Внимание – ловушки!
Задание 3: пунктуационный анализ
В задании 3 так же, как и в задании 2, сначала определяем границы простых предложений. Далее ищем слова – сигналы: причастия и деепричастия. Напоминаю, что одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда. Причастные обороты обособляются, как правило, после определяемого слова. Исключения составляют причастные обороты, относящиеся к личному местоимению, а также причастные обороты с обстоятельственным значением.
Обращаем внимание на наличие вводных слов, а также на стоящие рядом союзы:
Задание 4: синтаксический анализ
Главной ошибкой при выполнении задания 4 является изменение главного слова. Например, словосочетание «суконным одеялом», построенное на основе согласования, нужно заменить синонимичным со связью управление. Главное слово «одеялом» НЕ меняем! Получаем словосочетание «одеялом из сукна».
Подробнее:
Задание 5: орфографический анализ
Одной статьи не хватит, чтобы вспомнить все орфографические правила, необходимые при выполнении задания 5. Поэтому обращаю ваше внимание на следующие закономерности.
При выполнении задания 5 обязательно нужно знать корни с чередованием, а также помнить, от чего зависит выбор гласных в этих корнях.
Часто в задании 5 встречаются примеры, связанные с правописанием НЕ с разными частями речи, а также с выбором Н и НН в суффиксах.
Выбирая между одной или двумя Н в суффиксе, определяем, от чего образовано слово, дальше работаем по алгоритму.
В таблице ниже вы найдёте группы слов различных частей речи с НЕ: в левой части - слитное написание, в правой - раздельное.
При выполнении задания 5 читайте внимательно объяснение написания слова. Часто, даже не зная правил правописания, можно понять, верно или неверно объяснено слово.
Например:
рано (встать) – в суффиксах наречий пишется одна Н (объяснение неверное, т.к. Н в слове «рано» входит в состав корня);
(работать) не буду – с приставкой НЕ- глаголы всегда пишутся раздельно (объяснение неверное, т.к. НЕ в данном случае – частица);
(детский) плач – в форме м.р. имени существительного 1 склонения после шипящей согласной Ь не пишется (объяснение неверное, т.к. «плач» - существительное 2 склонения).
Все эти объяснения не требуют знаний правил правописания.
Задание 7: анализ средств выразительности
Как правило, в задании 7 ОГЭ встречается всего несколько средств выразительности: фразеологизм, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.
Задание 8: лексический анализ
Внимательно прочитайте задание. Оно может быть связано с нахождением слова по его значению. В таком случае выделите в толковании слова ключевое понятие. Что вы должны найти: предмет, признак, действие, состояние и т.д. Подобранное слово можно записать как в начальной форме, так и в той форме, в которой оно дано в тексте.
Выполняя задания, связанные с подбором синонимов, антонимов, помните, что это слова одной и той же части речи. Подбирая синоним (антоним), поставьте его в такую форму, в которой слово употреблено в задании. Например: подберите синоним к слову "блокировали" - "окружили".
Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, а значит, ответ не может состоять из одного слова.
Задание 9: сочинение
Заполнение бланков
Будьте внимательны и аккуратны при заполнении бланков. Испорченные бланки вам никто не заменит!
Бланк ответов № 1 заполняем печатными буквами по образцу. При написании словосочетаний и выражений клетки между словами не пропускаем. Считайте количество букв в ответах. Если их больше, чем клеток, запишите ответ более плотно, но не сокращайте его. Цифры записываем по образцу. Одна клетка – одна цифра без запятых и пробелов. Ошиблись - не черкаем и не исправляем, а записываем правильные ответы в поле замены ошибочных ответов, не забыв указать номер задания.
В листе 1 бланка ответов № 2 ставим цифру 1. и сразу после неё оформляем изложение (заголовки не нужны). После изложения пропускаем одну клетку, записываем с новой строки 9.3. и оформляем сочинение. Не выходим за очерченные границы бланка. К листу 2 бланка № 2 переходим только после того, как закончился лист 1. При необходимости попросите дополнительный бланк.
Удачи на экзамене!
Друзья! Поддержать желание автора создавать для вас новые публикации можно оценкой 👍, а также небольшим комментарием. Бесплатная подписка – это возможность следить за обновлениями на канале.
#огэ по русскому языку