Софья МИХАЛЬЧЕНКО, 8 Б класс
Вторая половина девятнадцатого века. Провинциальный городок N. По трактиру ходит задумчивого вида молодой человек, заглядывает посетителям в тарелки с сёмгой. Само событие не очень-то настораживает – посмотрел и посмотрел, но только не тогда, когда вы – чиновник запущенного городка и ждёте приезда ревизора (а возможно, он уже приехал, и давно).
Как раз такой случай произошёл с героями пьесы Николая Гоголя «Ревизор», Петром Добчинским и Петром Бобчинским, чьи тарелки созерцал некий гражданин. А ведь только утром городничий Антон Антонович зачитал телеграмму, в которой говорилось о надвигающейся беде. Решили так: «Человек ходит, ещё и смотрит ... Ясное дело: он – ревизор!»
Тот молодой человек – Иван Александрович Хлестаков. И вот какие злобные ревизорские мысли блуждают в его разуме: «Ужасно как хочется есть!». Но он покутил в Пензе, и денег на дорогу домой не стало. Даже толковый обед не может себе позволить – а ведь те граждане ели сёмгу, чем он хуже?
Хлестакову сообщили, что городничий зачем-то пожаловал к нему. Герой «бледнеет и съёживается», заслышав поворот дверной ручки. Дверь открывается. Хлестаков – в панике: «Я не виноват...», «Я знаю, что значит на другую квартиру – то есть, в тюрьму!», «Да как вы смеете!», «Нет, не хочу...». Городничий – в ужасе: «Какой сердитый!» «Не губите... жена, дети малые». На первых порах их диалог напоминает какую-то двустороннюю истерику – каждый слышит то, чего сам боится, совершенно не понимая собеседника.
Хлестакова упорно продолжают принимать за ревизора – умного, отливающего «такие пули» и «тонкие штуки». Хлестаков же «отливает» чистую правду и «тончайшим образом» ничего не понимает – он просто глупый, а потому избавлен от этой пытки страхом.
Остальные герои носятся, сходят с ума от переживаний, дрожат, трясутся, обсуждают сложные стратегии по всучиванию денег, по несколько раз предвещают себе тюрьму. Опытность Антона Антоновича, его умственные качества – всё кануло в лету, как только появился страх. У городничего и других чиновников он из-за нечистой совести.
Однажды у Антона Антоновича мелькает здравая мысль: «А ведь какой, кажется, невзрачный. Пальцем бы придавил», но она утихает, ведь если Хлестаков не ревизор, то это страшно. Но если ревизор – тоже. Только в меньшей степени.
Сцена вранья вызывает неподдельный трепет у всех чиновников – с одной стороны, жутко находиться рядом со столь высокопоставленной персоной, а с другой – ужасно, если приезжий всё-таки не ревизор. Опытные, неглупые люди до последнего заставляют себя верить в Хлестакова-ревизора, навязывают ему эту роль от страха посмотреть правде в глаза.
В конце, когда Хлестаков беспрепятственно и не без денег покидает городок, приезжает настоящий ревизор – наступает ещё больший ужас. Городничий испытывает страх и презрение к окружающим его всё время «не лицам, рылам», к себе.
Юрий Манн сказал: ««Ревизор» – это целое море страха». И это так. Страх из-за нечистой совести, ответственности, страх перед ревизором, перед тюрьмой, перед самим собой, своей душой. Я думаю, «Ревизор» – действительно океан страха.