В швейцарских ВВС «Хантеры» служили с 1958 года до 1994-го – долгая карьера, но отнюдь не такая долгая, как, например, в Ливане, где последний «охотник» был списан только в 2014 году (!). В ВВС альпийской конфедерации эксплуатировались 160 самолетов, как новых, так и бывших в употреблении. «Хантер» несколько раз модернизировался, а в последние десятилетия эксплуатировался, в основном, подразделениями территориальной обороны – проще говоря, ополчением (швейцарские вооруженные силы, включая авиацию, формируются на милиционной основе; в отличие от ручного стрелкового оружия, самолеты по домам не раздают, но это и не требуется).
Как «Хантер» попал в Швейцарию
В 1957 году в Швейцарии был проведен конкурс на поставку основного боевого самолета для ВВС этой центральноевропейской страны. На замену De Havilland Vampire предлагались North American F-86 Sabre, Folland Gnat (известный у нас по фильму «Горячие головы») и Hawker Hunter; рассматривалась также возможность наладить производство оригинальной швейцарской машины FFA P-16. Хантер с самого начала выглядел фаворитом, поэтому швейцарские власти арендовали два самолета для проведения всесторонних испытаний. В январе 1958 года Берн решил разместить заказ на 100 «охотников» в варианте Hunter F.6 (то есть сто «чистых» истребителей).
Поставленные первыми 12 машин ранее служили в Королевских ВВС Великобритании. Их отремонтировали и модернизировали до стандарта Hunter Mk.58, то есть установили швейцарское радиооборудование, радиополукомпас Wilcox 914H-1, бомбовые пилоны и тормозной парашют (таким образом, характерное для F.6 отсутствие над соплом двигателя парашютного отсека больше не просматривалось). Позднее на F.58 установили бомбовый прицел ВТ-9 и пилоны для ракет Sidewinder. В начале 1970 года в Эммене двигатели Avon 203 заменили на Avon 207. Наконец, с 1982 года машины получили РЛС предупреждения об атаке сзади и блоки отстрела тепловых ловушек. На них стало возможно подвешивать такое современное оружие, как сбрасываемые бомбовые кассеты BL-755, управляемые ракеты AGM-65B Maverick и корректируемые авиабомбы GBU-12 Paveway II. Из чистого истребителя Hunter F.58 быстро эволюционировал в перехватчика, обладающего возможностями атаки наземных целей, а затем и в штурмовик.
Разумеется, для швейцарцев не было секретом то, что «хантер» морально и технически устарел уже к концу 1960-х. За время нахождения этих самолетов на вооружении ВВС альпийской республики неоднократно предпринимались попытки заменить их на что-то более совершенное. Уже в 1961 году был выбран Dassault Mirage IIIS, но установка американской авионики, усиление планера и разработка разведывательной версии вызвали огромный перерасход средств. Окончательная стоимость самолетов для швейцарских ВВС в 1,75 раза превысила первоначальную (192,5 миллиона долларов в 1961 году и 326,4 миллиона в 1964-м). Произошел невероятный скандал - Mirage affair. Полетели головы чиновников, в отставку вынуждены были уйти министр обороны Якоб Аннасон и командующий ВВС Этьен Примо. Вместо запланированных ста машин пришлось ограничиться закупкой лишь пятидесяти восьми и… оставить «хантеры» на вооружении.
Десять лет спустя была предпринята новая попытка: конкурс, в котором участвовали все тот же Mirage IIIS, Fiat G.91YS (вариант для Швейцарии, оснащенный двумя дополнительными точками подвески ракет Sidewinder) и A-7G Corsair II. Победил… «Хантер». Он вновь остался на вооружении.
Служба
Летали на «хаукерах» вплоть до того момента, когда начали проявляться врожденные «болячки» этого самолета. Недостаточная жесткость фюзеляжа со временем приводила к его крутке под воздействием аэродинамических сил, возникал дисбаланс, и старые самолеты уже крайне неохотно летали по прямой, требуя постоянной коррекции со стороны летчика. В длительных полетах это сильно выматывает. Однако Швейцария – страна маленькая, летать здесь особо некуда, и «хантеры» тут продержались долго.
Лишь по итогам всешвейцарского референдума 1983 года «Хантеру» выбрали замену, которой стали американские F/A-18 Hornet. Но и после этого «старички» не ушли сразу на покой: их вывели в резерв.
Еще в 1964 году «Хантер» стал основным типом летательного аппарата в швейцарской пилотажной группе Patrouille Suisse. Самолеты эскадрильи были оснащены дымогенераторами, а позже получили характерную красно-белую окраску. Пилотажникам очень нравилась маневренность и «летучесть» этого самолета. На виражах ему было мало равных. Тем не менее, к 1994 году ресурс планеров был практически исчерпан, поддерживать машины в летном состоянии становилось все дороже, и, в конце концов, «хантеры» отправились на пенсию. Однако не на утилизацию, отнюдь. Все находящиеся в летном состоянии истребители после «демилитаризации» были проданы в частные руки, причем иногда тем самым пилотам, которые проходили на них службу в швейцарских ВВС. Другие принадлежат авиационным компаниям, таким как ATAC и Hunter Aviation International Inc, Ньюарк, США. Британская компания Hunter team утверждает, что ее самолеты способны работать на скорости до 0,95 Маха, с перегрузками от -3,75 до +7,5G.
Благодаря небольшим размерам страны, средний налет у швейцарских «охотников» составлял 2400-2500 часов за тридцатилетнюю карьеру, то есть около 6 часов в месяц. Самым активным был бортовой номер J-4023, налетавший 2860 часов и совершивший 1567 посадок (среднее время полета швейцарского истребителя составляет почти 2 часа). Известен случай, когда швейцарскому пилоту удалось посадить свой Hunter в густом тумане, а остаток горючего в баках на тот момент составлял всего 50 литров.
Кстати, во время тренировочных полетов бережливые швейцарцы обычно загружали только половину боекомплекта для носовой батареи пушек Aden, чтобы стреляные гильзы можно было сохранять, а не выбрасывать.
Модель
Поскольку это уже третий «Хантер» масштаба 1/72 в моей коллекции, мне есть, с чем сравнивать. Разработанная в 1998 году модель, хоть и не безупречна, но на голову выше и польской (ZTS Plastyk), и фроговской, и эрфиксовской. Немного длинноват хвост (на 1,5 мм по сравнению с чертежами). Отсутствует колодец гидравлического привода воздушного тормоза. Вот и все.
В остальном даже и рассказать нечего - все хорошо стыкуется, шпатлевка практически не нужна. Из доработок - колеса, аэронавигационные огни, ПВД и интерьер кабины. Слегка подкачал стык фонаря и гаргрота, при изготовлении которого автор не учел собственную толщину пластика. Ладно, поправим на четвертом «охотнике» - коллекция неполна без чисто истребительного варианта :)
Поскольку хотел сделать оригинальную окраску Patrouille Suisse, пришлось заморочиться. Это было не так уж сложно, но потребовало времени.
Casus Belli в Telegram: https://t.me/CasusBelliZen. Там мы будем проводить опросы и выкладывать дополнительные материалы.
Подписывайтесь!
#моделизм
#модель самолета
#масштабные модели
#масштаб 172
#стендовый моделизм
#revell
#hawker hunter
#истребитель
#ввс Швейцарии
#швейцария
Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.
Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала
Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6