1962-1963 годы
СССР, Крым
Анализ, который провели работники Управления КГБ Крымской области привел к выводу о некоторых изменениях в тактике и методах сбора противником разведывательной информации и проведения другой враждебной деятельности.
Так, для туристских групп, приезжавших в Крым из западных стран в 1962 году, характерным являлось увеличение численности каждой группы до 30—50 человек. Видимо, американская и другие союзные им разведки считали, что засылаемым ими разведчикам и агентам легче действовать в большой группе туристов. Увеличилось также количество разведчиков и агентов, включаемых в туристские группы. Заметно было значительное «омоложение» состава туристских групп. В отличие от прошлых лет в группы включалось гораздо больше выходцев из России и их детей, невозвращенцев и других лиц, имеющих в Советском Союзе родственные связи, а также иностранцев, владеющих русским языком и ранее посещавших Советский Союз.
Разработкой приезжавшего в Крым в составе группы автотуристов из ФРГ ассистента Гейдельбергского университета Карла Юргенса было установлено, что в этом институте частенько бывали сотрудники американской разведки, и студентам, особенно владеющим языками народов СССР, предлагали в шпионских целях поехать в туристские поездки в Советский Союз. При этом обещали бесплатно снабдить портативными фотоаппаратами.
Полученые агентурные данные, позволили сделать вывод, что израильская разведка принимала активное участие в комплектовании групп туристов, выезжающих в СССР. Израильская туристка Ротерман рассказала агенту госбезопасности, что в Израиле создана специальная организация, которая выявляет лиц, имеющих родственников в Советском Союзе, и склоняет их поехать в СССР «повидаться с ними», предлагая при этом дать на поездку деньги
Летом 1961 года в Крым приезжало несколько групп американских туристов - членов «Ассоциации молодых христиан. Часть из них должны были заняться в Крыму разведывательной деятельностью и идеологической диверсией.
У одного американского туриста сотрудники органов госбезопасности СССР обнаружили инструкцию для членов «Ассоциации молодых христиан США», в которой, в частности, говорилось, что все члены ассоциации обязаны предоставить подробные отчеты о поездке в СССР.
Также было установлено, что разведки противника, особенно американская, тщательнее стали подбирать руководителей туристских групп и что им давались большие полномочия по контролю за поведением туристов, а также для принятия мер по противодействию положительному идеологическому влиянию, которое оказывала на туристов советская действительность.
Используя увеличение численности туристских групп, американская и другие разведки в каждую группу включали по несколько разведчиков и агентов. Характерно, что некоторые из них, судя по всему, играли подсобную роль: пытались отвлечь внимание органов госбезопасности от разведчиков и агентов, выполняющих, так сказать, основные задания, помогая этим разведчикам и агентам вести визуальную разведку, фотографировать оборонные объекты, хранить фотоаппараты и пленки. Например, когда австрийский турист-разведчик Фидер конспиративно встречался в Ялте с советским гражданином, подозреваемым в принадлежности к вражеской агентуре, член туристской группы Мюллер вел контрнаблюдение. В Севастополе Мюллер помогал Фидеру тайно фотографировать Северную бухту и затем хранил у себя фотоаппарат и плёнки.
Также американская и западногерманская разведки усилили сбор разведывательной информации через агентов, которых они включали в состав молодежных групп, приезжающих в международный туристский лагерь «Спутник», в Гурзуфе. Американская агентура, приезжая в этот международный лагерь, собирала сведения об отдельных представителях советской молодежи: интересовалась их биографией, служебным и бытовым положением, отношением к Коммунистической партии и т. д.
Сотрудниками Крымского УКГБ было замечено, что американские и западногерманские туристы предпочитали знакомиться с советскими гражданами, проживающими в крупных промышленных центрах, а также в районах, закрытых для посещения иностранцами. При этом они интересовались сведениями, относящимися к разведывательной информации. Например, американская туристка Кэт Баллен проявила исключительный интерес к подведенному ей агенту «Уральской» и пыталась узнать у нее о продукции, выпускаемой предприятиями Свердловского совнархоза.
При организации контрразведывательной деятельности в работе с иностранными туристами положительные результаты давало изучение членов туристских групп через прогрессивно настроенных иностранцев из этих же групп. Именно от них агентам и доверенным госбезопасности СССР удавалось получить сведения о некоторых разведчиках и агентах противника, включенных в туристские группы.
При организации контрразведывательной работы среди иностранных туристов также учитывалось, что вражеские разведчики и агенты, следуя в Крым, могут не вызвать никаких подозрений, имея задание начать действовать после приезда в Крым. Поэтому проверялись и такие иностранцы, и в ряде случаев небезрезультатно.
Например, американский турист Стейнер в составе группы побывал в нескольких городах Украины, и его поведение не вызвало каких-либо подозрений. Приехав в Крым, он вскоре попытался оторваться от группы и был взят в агентурную разработку. В ходе ее установили, что Стейнер хорошо осведомлен о приемах наружной разведки и, явно пытаясь обнаружить за собой слежку, очень искусно проверялся. Оказалось, что в Крыму его интересовали лица, у которых он мог бы приобрести секретные картографические материалы. Его попытки были пресечены.
На самом деле выполнялся колоссальный объём работы. Только в 1962 году и только по линии культурного обмена СССР посетили 17, 7 тыс граждан зарубежного подданства, из них примерно половина приходится на капстраны.
(Источник П. Белотуркин, В. Кольев, Л. Иванов)